По оценкам правозащитной организации Human Rights Watch в Казахстане в 2013 году ситуация с правами человека продолжала ухудшаться. Власти страны подавляли свободу слова посредством злоупотребления расширенным толкованием законодательства. Об этом говорится в новом докладе Human Rights Watch.
Международная правозащитная организация представила 24‑й ежегодный всемирный доклад, посвященный обзору ситуации с соблюдением прав человека в глобальном масштабе. Доклад основан на проведенных в течение 2013 года исследованиях в более чем 90 странах планеты и отдельной темой выделена ситуация в Казахстане.
В Казахстане суд стал частью репрессий
По мнению экспертов организации «в 2013 году происходило дальнейшее ухудшение неудовлетворительной ситуации с правами человека в Казахстане на фоне подавления властями свободы слова и инакомыслия с помощью манипулирования расширительным законодательством».
Аналитики Human Rights Watch отмечают неудовлетворительное состояние с правом граждан на свободу совести, отказ судов пересмотреть приговоры по столкновениям между полицией и гражданами в Жанаозене, внесенные поправки в УК РК по дальнейшему ограничению свободы слова и собраний, продолжающиеся пытки заключенных в местах отбывания наказаний.
Отдельно выделены приговоры в отношении правозащитника Вадима Курамшина, активистки профсоюза Розе Тулетаевой и отказ пересмотреть приговор «лидеру политической оппозиции Владимиру Козлову, осужденному на семь с половиной лет лишения свободы, несмотря на процессуальные нарушения и широкие и расплывчатые обвинения, такие как возбуждение социальной вражды, по которым он был осужден».
«Несмотря на широко распространенную критику злоупотребления властями широким и расплывчатым уголовным составом «возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды», власти возбуждали новые дела», — отмечается в докладе.
Что касается экс-главыБТА-банка Мухтара Аблязова, то эксперты Human Rights Watch, выражается опасение, что если г‑на Аблязова экстрадируют в Казахстан, то он «будет подвержен серьезному риску недозволенного обращения и ему не будет обеспечено справедливое судебное разбирательство».
Также правозащитники обращают внимание, что в медиа-сфере, кроме запрета к выпуску газет «Взгляд», «Голос республики», телеканалов К+ и Стан ТВ и связанных с ними сайтов, в 2013 году «под раздачу» попали газеты «Правда Казахстана», «Трибуна» и жезказганское издание «Молодежная газета», и в целом, клевета остается уголовно наказуемым преступлением и на журналистов республики продолжаются нападения.
Однако, как отмечается в докладе, критика международными организациями и политиками ситуации с правами человека в Казахстане носит мягкий характер «в условиях приоритетности для партнеров Казахстана торговых и энергетических интересов».
Так по итогам своего ноябрьского (2012 г.) визита в Казахстан верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон не упомянула никаких проблем с правами человека, подчеркнув, что все дискуссии «фокусировались на торгово-экономических вопросах», не были озвучены эти проблемы и во время визита в Казахстан председателя Комиссии ЕС Жозе Мануэля Баррозу, на заседание американо-казахстанской Комиссии по стратегическому партнерству рассматривались вопросы торговли и инвестиций, без «выражения озабоченности по поводу нарушений прав человека в Казахстане».
И только Европарламент принял резолюцию с выражением серьезной озабоченности ситуацией с правами человека в Казахстане. В частности, в связи с закрытием оппозиционной партии «Алга!» и ряда СМИ, а также лишением гражданских активистов свободы по «неконкретным уголовным обвинениям, которые можно было бы посчитать политически мотивированными», в том числе применительно к политику Владимиру Козлову. В резолюции парламентарии призвали Евросоюз пристально отслеживать развитие прав и свобод в Казахстане, — говорится в докладе Human Rights Watch.
Диктат большинства
Международная правозащитная организация в своем докладе о соблюдении прав человека обратила вынимание три ключевых момента современности.
Во-первых, правительства демократических стран мира не предприняли достаточных усилий для того, чтобы предотвратить насилие против мирного населения. Как отмечается в документе, широкомасштабные убийства мирного населения в Сирии заставили мир содрогнуться, но чтобы остановить их, руководители мировых держав сделали немного. Во-вторых, наблюдается тенденция к значительному ущемлению прав человека под предлогом обеспечения национальной безопасности и в‑третьих, в мире наблюдается «диктат большинства».
Другими словами, когда принимаются законы и решения, оправдывающие репрессии против меньшинств и оппозиции. Так правозащитники критикуют Россию за принятие «антигейского закона», за кампанию против мигрантов, а еще одного члена Таможенного союза — Белоруссию за подавление «любых форм инакомыслия».
В целом эксперты Human Rights Watch не видят в России и Белоруссии перемен к лучшему. В разделе, посвященном Беларуси, утверждается, что государство подавляет почти все формы инакомыслия, журналисты повседневно сталкиваются с преследованием и произвольными арестами и задержаниями, белорусские суды приговорили еще двух человек к смертной казни, а в тюрьмах содержится 11 политзаключенных.
В России освобождение известных заключенных (Михаил Ходорковский, участницы Pussy Riot, активисты Greenpeace, узники «болотного дела») — это несомненно позитивные решения власти, но весь прошедший год неправительственные организации «отбивались» от принятого закона об иностранных агентах, а сейчас готовится нечто подобное в отношении независимых СМИ. Поэтому президентская амнистия, рассматривается правозащитниками, как некое публичное действие, которое должно улучшить имидж России перед Олимпийскими играми в Сочи, а не либеральная оттепель.
В Кыргызстане — пытки
Что касается близких к Казахстану стран Центральной Азии, то они также попали в доклад Human Rights Watch. Продолжающиеся серьезные нарушения прав человека правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана Туркменистана и Узбекистана настоятельно требуют от США и Евросоюза последовательного и публичного озвучивания соответствующих опасений и решительных призывов к конкретным улучшениям ситуации в 2014 г., заявляют правозащитники во Всемирном докладе-2014.
Так в Кыргызстане, по-прежнему широко распространены пытки в местах задержания, притеснения лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.
Особенно уязвимыми остаются этнические узбеки и другие национальные меньшинства. Остается в тюрьме правозащитник Азимжон Аскаров, при этом не осуждены лица за преступления, совершенные во время межэтнического насилия на юге Кыргызстана в июне 2010 года.
«Осуждение в августе 2013 г. трех этнических узбеков в Оше и открытые запросы об экстрадиции еще по меньшей мере шестерых из России вновь указывают на судебную предвзятость в отношении этнических узбеков», — говорится в докладе.
Комитет ООН против пыток в ходе рассмотрения ситуации в Кыргызстане выразил «серьезную обеспокоенность условиями содержания в местах лишения свободы».
В Таджикистане — репрессии
В Таджикистане президент Эмомали Рахмон, находящийся у власти более двадцати лет, был переизбран на четвертый срок, а единственный независимый кандидат — Ойнихол Бобоназарова была вынуждена отказаться от участия в выборах, после того как ее сторонников стали запугивать.
Государство продолжает жестко контролировать религиозные свободы, а пытки остаются обыденной практикой в местах заключения. Правозащитники утверждают, что правительство «упорно продолжило применять репрессивный закон о религии и оказывать давление на гражданские группы», неправительственные организации.
В 2013 году в Таджикистане происходило дальнейшее ограничение свободы СМИ, блокирование независимых сайтов и запугивали критически настроенных журналистов посредством подачи исков о защите чести и достоинства.
Ситуация в Туркменистане и Узбекистане — вопиющая
В Туркменистане сохраняется один из самых репрессивных режимов в мире и страна фактически закрыта для независимого мониторинга. Государство контролирует все печатные и электронные средства массовой информации, а высокая стоимость подключения к интернету делает его недоступным для населения.
Все СМИ, правозащитники, гражданские активисты находятся под постоянной угрозой репрессий, правительство продолжает использовать лишение свободы как инструмент сведения политических счетов, — отмечают эксперты Human Rights Watch.
Ситуация с правами человека в Узбекистане, названа — «вопиюще неудовлетворительной». Свобода выражения мнений жестко ограничивается. Власти продолжают гонения на правозащитников, запугивают активистов в эмиграции и преследуют тех, чья религиозная практика выходит за установленные государством жесткие рамки.
Десятки политзаключенных остаются за решеткой исключительно за свою правозащитную деятельность, свободы лишены тысячи мирных верующих. Среди политических узников, которые продолжают безвинно отбывать сроки в узбекских тюрьмах, организация называет 33 человека, среди них известные журналисты, правозащитники, деятели оппозиции. Многие из этих людей подвергаются пыткам, что признал Комитет ООН против пыток и назвал их «систематическими».
И если эксперты констатируют полное отсутствие свободы слова, собраний и движений, то США и Европа, продолжают расширять отношения с Узбекистаном, стремясь к сотрудничеству в войне в Афганистане.
Таким образом, директор HRW по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон, делает неутешительный вывод, что «ситуация с правами человека в Центральной Азии разнится от государства к государству, но везде явно далека от удовлетворительной».