Профессор политологии университета Глазго, эксперт по Центральной и Восточной Европе Стивен Уайт рассказал Deutsche Welle о результатах исследования геополитических предпочтений белорусов.
Исследования геополитических предпочтений на постсоветском пространстве сотрудники Центра по изучению стран бывшего СССР при Университете Глазго проводят с начала 2000‑х годов. Согласно данным соцопроса, проведенного сотрудниками центра в сентябре 2013 года, 40 процентов белорусов выступают за тесное сотрудничество как со странами ЕС, так и с государствами СНГ. Интеграцию с СНГ предпочли 16 процентов респондентов, с ЕС — 5 процентов. Эксперт по Центральной и Восточной Европе, профессор политологии Университета Глазго Стивен Уайт объяснил DW, чем обусловлен такой выбор белорусских граждан.
DW: Как вы объясните нынешние геополитические предпочтения белорусов?
Стивен Уайт: Геополитические предпочтения жителей Беларуси со временем практически не меняются. Для этого есть особые причины, в первую очередь — географическое положение страны. Она находится между двумя центрами притяжения — Евросоюзом и Россией. И белорусам приходится жить и вместе с Западом, и с Востоком. И если бы я был гражданином Беларуси, то относился бы к соседним государствам именно так, как относятся белорусы: жить с соседями дружно, избегать войн и неуклонно следовать этому пути.
- А ценностные ориентиры? Насколько они значимы для белорусов?
- Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что право выбора собственного пути существует у всех. Поэтому было бы лучше, если бы вмешательство извне, в том числе и со стороны Запада оказалось минимальным.
Что касается системы ценностей, то она в Беларуси формируется необязательно по образцу стандартного западного государства. В силу сложившихся исторических причин у большинства белорусских граждан сохранилось устойчивое стремление жить с помощью государства и под его патронажем. Это желание, согласно нашим исследованиям, сохраняется — как в Беларуси, так и в России, а также в других странах Восточной Европы.
- Согласно результатам ваших исследований, геополитические предпочтения белорусов совпадают с официально декларируемым внешнеполитическим курсом властей — курсом на многовекторность. На ваш взгляд, кто кого ведет — президент Лукашенко идет за предпочтениями народа или граждане послушно придерживаются линии власти ?
- Это интересный вопрос, кто на кого больше влияет. Я думаю, что, скорее, власть отражает настроения и предпочтения населения, но направляет их туда, куда ей выгодно, сужая выбор. Эта линия срабатывает, потому что она также связана со стремлением белорусов жить в мире со всеми, ведь в истории Беларуси было столько войн и смертей.
Страна потеряла, по разным оценкам, от четверти до трети населения во время Второй мировой войны. Запад не учитывает этих ужасных потерь, но они не забыты в самой Беларуси. Поэтому 40 процентов ее жителей являются сторонниками официальной политики, декларирующей сотрудничество как со странами Евросоюза, так и СНГ.
- В какой мере нынешний геополитический курс Лукашенко отвечает национальным интересам страны?
- Полагаю, что в настоящее время отвечает. Но, по-моему, то, как ведет себя президент, зависит не только от него, но и от Запада, который устал от белорусских проблем и хочет спокойствия. При другой западной политике Лукашенко был бы более склонен к компромиссу. Запад не дает ему поля для маневра. Это плохо, прежде всего, для самой Беларуси.
- А что может предложить белорусам, как вы выразились, “уставший Запад”? Как он может влиять на политический выбор элиты и предпочтения населения?
- Я бы пытался развивать отношения с Беларусью не обязательно в сфере политики, но в науке, в спорте, с помощью образовательных программ и проектов. На различных конференциях и конгрессах, которые проводятся на Западе, должно быть представлено как можно больше белорусских ученых. Например, я один раз в год принимаю участие в семинаре Американской ассоциации по изучению славянских стран Восточной Европы, где есть секция и по Беларуси. Но сами белорусы редко там присутствуют. А если бы диалог развивался, то это было бы всем только на пользу.
- Вы часто ссылаетесь на географическое положение Беларуси, в значительной степени определяющее геополитические предпочтения ее жителей. Часто приходится слышать, что по этой стране проходит линия Хантингтона (линия разлома, разделения цивилизаций.- Ред.). Вы поддерживаете эту точку зрения?
- Да, конечно. Вместе с моим коллегой в США, белорусом по происхождению, мы хотим определить замеры этого цивилизационного разлома с помощью данных последней переписи населения Беларуси 2009 года и соцопросов. Потому что это — не просто географическая линия. Она проходит через умы и настроения самих людей. Это и есть настоящая реальность, существующая не только с 15-го века, а с более раннего периода, и она имеет значение до сих пор.
Источник: Deutsche Welle