К сожалению, все больше экспертов, специалистов (даже проправительственных), чиновников среднего и высшего уровня, особенно в Казахстане и Белоруссии, выражают тревогу о том, что новообразованный Таможенный союз является ничем иным, как механизмом торгово-экономической экспансии России на соседние страны.
Несмотря на заверения Москвы о том, что Таможенный союз представляет собой объединение, призванное служить интересам всех участников, реальность и цифры свидетельствуют об обратном.
Данный вопрос был обсужден на недавнем саммите СНГ в городе Минске, где собрались главы государств постсоветских стран. В частности, на встрече в расширенном составе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался о проблемах, которые существуют между Россией и Казахстаном в Таможенном союзе, причем в резкой форме. Так, выяснилось, что в Казахстан хлынули поставки российских товаров, в свою очередь доступ казахских товаров на рынки РФ закрыт. Казахстанский лидер дал понять, что РФ извлекает выгоду из Таможенного союза, а Казахстан — убытки.
Эти же заявления Нурсултан Назарбаев повторил и на заседании Высшего Евразийского экономического совета в конце октября текущего года, отметив, что Казахстан испытывает трудности с доступом своих товаров на рынок Таможенного союза, в частности России. “Сохраняются трудности в доступе казахстанской продукции на рынке между нами, используются нетарифные технические барьеры, завышены санитарные и фитосанитарные требования, меры по сертификации и лицензированию. Например, мясопродукты или молоко из Белоруссии. Иногда создаются заведомо непроходимые условия, так как используются нормы, отсутствующие в санитарных сертификатах наших стран. Так, отмечается снижение поставок белорусской продукции и товаров на рынок России так же, как и нашего мяса”, — сказал Н.Назарбаев.
В Белоруссии же первый вице-премьер страны В.Семашко, выступая 31 октября на совместном заседании двух палат “Национального собрания” заявил: “Ввиду несовершенства законодательной базы Таможенного союза и Единого экономического пространства с многочисленными исключениями и изъятиями мы несем большие издержки, зачастую теряем целые ниши на рынке ТС”. Он негативно отозвался о большом количестве исключений и изъятий, которые препятствуют входу на рынок России белорусских и казахстанских производителей.
Последним же аккордом в критике в адрес ТС послужила перепалка, случившая 11 ноября с.г. в ходе десятого юбилейного Форума межрегионального сотрудничества Россия и Казахстан в Екатеринбурге. Выступая на заседании Форума, президенты двух стран Назарбаев и Путин вступили в спор о том, кто кому больше товаров поставляет в рамках ТС и чьи инвестиции для кого важнее. По словам Н.Назарбаева, казахстанские поставки в РФ растут гораздо медленнее, чем российские — в Казахстан. Выступление же В.Путина о ТС строилось прямо противоположном основании, которое так и не убедило казахского лидера. Данная дискуссия продемонстрировала растущее недовольство Астаны складывающимся неравноправием в Таможенном союзе.
На взгляд экономистов и экспертов, в будущем подобных споров и дискуссий станет еще больше, так как страны-участницы Таможенного союза в лице Казахстана и Белоруссии не получают тех выгод и преференций, на которые они рассчитывали, когда пошли на подписание соглашения о ТС и ограничение своего экономического суверенитета, делегировав его наднациональным структурам. В качестве основных факторов, способствующих дальнейшему усилению взаимного недовольства между участниками таможенного объединения и неравномерному развитию их экономик, указывается следующее.
Во-первых, Россия стремится сохранить монополию на поставки энергоресурсов, которые являются основной бюджетообразующей статьей страны. Так, Беларусь до сих пор не получила казахской нефти в рамках Таможенного союза, несмотря на то, что сам Казахстан заинтересован в таких поставках. Невзирая на просьбы и обращения Минска и Астаны, Москва продолжает политику контроля и ограничения доступа к трубопроводам и инфраструктуре, а снижения цен на энергоресурсы не наблюдается.
Во-вторых, с подачи Москвы ТС превращается в полузакрытый рынок, который не позволяет обеспечить равномерное развитие всех участников этого объединения. По оценкам экономистов, благоприятный эффект от Таможенного Союза в плане активизации торгового оборота ощущает на себе только Россия, ставки многих ввозных пошлин в которой были снижены в результате создания ТС. Это означает, что фактически союз становится полузакрытым рынком для товаров, произведенных в самом ТС, преимущественно в РФ, чей вес во взаимной торговле ТС в 2012 году составил 65,1%, а за 5 месяцев 2013 года — 62,2%.
В‑третьих, прослеживается тенденция к созданию устойчивой системы, где Беларусь и Казахстан займут нишу сырьевого придатка для экономики России. К примеру, сегодня продукция, реализуемая на рынке Казахстана, изготовлена из казахстанского сырья, но произведена в России. Такое же положение дел обстоит и в Беларуси.
В‑четвертых, усиливается дискриминационная политика в отношении производителей внутри ТС, что приводит к закрытию предприятий в Белоруссии и Казахстане, обеспечивающих работой миллионы людей. Большинство казахских и белорусских предприятий, фирм и компаний не имеет возможности попасть на российский рынок, поскольку Москвой широко применяются меры тарифного и нетарифного регулирования. Например, можно вспомнить постановление правительства России за №1432 от 27 декабря 2012 года, которое фактически закрыло поступление белорусской сельскохозяйственной техники на российский рынок.
Таким образом, на сегодняшний день Таможенный союз, призванный служить углублению интеграции в ключевых сферах экономики, содействию развитию взаимной торговли, устранению таможенных, тарифных и нетарифных барьеров, сокращению затрат на производство, экспорт, импорт и транспортировку товаров и услуг, все дальше отходит от своих основных уставных целей. До подписания соглашения о ТС, Россия внушала всем, что новый союз будет взаимовыгодным и равноправным. Но, как только Москва достигла своей цели, она, в одночасье забыла свои обещания и начала устанавливать новые правила игры, вводя все больше ограничений для стран-партнеров. Тем временем, количество белорусских и казахских предприятий-банкротов, соответственно, оставшихся без работы людей, увеличивается в геометрической прогрессии.
Источник: ЦентрАзия