Этим вопросом озадачилась американская газета The Wall Street Journal, рассказав о том, что американская неправительственная организация Advancing Human Rights начинает кампанию под названием Dissident Squared, суть которой называть улицы, где расположены посольства диктатур и авторитарных государств, именами людей, которых там преследуют.
Известный российский оппозиционер Гарри Каспаров и исполнительный директор организации Advancing Human Rights Дэвид Киз вспомнили советские времена, когда Конгресс США переименовал улицу у посольства СССР в «площадь Андрея Сахарова», что помогло самому известному советскому диссиденту вернуться из ссылки в Москву.
И хотя ныне большинство постсоветских стран отказалось от политики «железного занавеса», но от этого инакомыслящим лучше не стало. Их по-прежнему арестовывают и заключают в тюрьмы, только на смену прежним обвинениям в антисоветской деятельности пришли сроки за разжигание социальной розни, призывы к изменению государственного строя или экономические преступления.
Так вот, вспомнив, что все новое — это хорошо забытое старое, американская неправительственная организация Advancing Human Rights начинает кампанию под названием Dissident Squared. Правозащитники предлагают дать имена политзаключенных улицам у посольств «диктатур и авторитарных государств».
«Например, улицам у посольств России — имя Магнитского, у посольств Ирана — имя Маджида Таваколи (лидера студенческого движения), у посольств Китая — имя лауреата Нобелевской премии мира Лю Сяобо, у посольств Сирии — борца за свободу слова Мазена Дарвиша», — пишет The Wall Street Journal.
Еще один действенный шаг повлиять на авторитарных лидеров — это запрещение чиновникам и сотрудникам карательных органов свободно передвигаться по миру и иметь на Западе недвижимость и счета в банке. Все прекрасно помнят, как болезненно власти России отнеслись к «списку Магнитского», как последовали громкие заявления президента Путина, депутатов Госдумы, МИДа РФ о «недружественном антироссийском акте».
Кстати, недавно в Европарламенте состоялось первое заседание межпарламентской группы под названием «Правосудие для Сергея Магнитского». Инициатором создания объединения парламентариев из разных стран мира выступил экс-генеральный прокурор и министр юстиции Канады Ирвин Котлер. Отмечу, что парламентарии вовсе не горят желанием ввести жесткие санкции против России, но в качестве условия ратификации соглашения о смягчении визового режима с Москвой требуют введения персональных санкций против российских чиновников из числа нарушителей прав человека и коррупционеров. И, на мой взгляд, — это справедливо.
Наконец, есть еще один действенный способ привлечь внимание к проблеме нарушения прав человека. Это когда известные актеры, режиссеры, художники и певцы с мировыми именами выступают в защиту политзаключенных и правозащитников. Вот буквально на днях легендарный участник группы «Битлз» Пол Маккартни написал письмо президенту Владимиру Путину с просьбой посодействовать в освобождении фигурантов дела «Гринпис», которые пикетировали платформу «Приразломная».
«Я пишу вам, чтобы заверить, что Гринпис, которых я знаю, ни в коем случае не является антирусской организацией. Исходя из собственного опыта могу заявить, что у них есть привычка доставать все правительства, и они никогда не получали никаких денег ни от одного из правительств или компаний в мире», — говорится в послании сэра Пола Маккартни…
Все что написано выше, отнюдь не относится только к России. И если мы заменим фамилии и название страны на Беларусь, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, то получим тот же репрессивный аппарат, ту же коррупцию, тех же непризнанных политзаключенных.
Помните, летом этого года с визитом в Астане побывал премьер Великобритании Дэвид Кэмерон? Тогда английская журналистка спросила Нурсултана Назарбаева о лидерах оппозиции и участниках протестов, которые сидят в тюрьмах. А получила холодный ответ, что в Казахстане нет политических репрессий и политических заключенных, а «указывать, как нам жить, строить нашу страну — нам никто не имеет права»…
Я не знаю, насколько кампания Dissident Squared будет успешной, появится ли европейский «список Магнитского» и прислушается ли Владимир Путин к Полу Маккартни, концерт которого он посещал в Москве, а самого Маккартни приглашал в Кремль, но мне кажется, было бы правильным, если бы в столицах стран мира, улицы, где расположены посольства Казахстана, были названы именами Владимира Козлова и Розы Тулетаевой, а европейские парламентарии озаботились принятием «списка Жанаозеня».
Это была бы действенная поддержка идеалов прав человека, закрепленных в казахстанской Конституции, независимых СМИ, из последних сил работающих в стране, и защитников прав человека, подвергающихся нападкам и давлению со стороны властей.