Каждый год в конце октября-начале ноября казахстанцы ожидают очередного скачка цен на ГСМ. Не является исключением и год текущий. Еще в начале октября министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин объявил, что к ноябрю месяцу следует ожидать увеличения отпускной стоимости популярных марок топлива: “В октябре мы ожидаем остановку на плановый ремонт, примерно в течение месяца, таких крупных заводов-источников, как Омский завод, Уфимский завод. В связи с этим, ожидаем снижение объема нефтепродуктов из России”. Но, как подчеркнул министр, это временное явление, способное в некоторой степени повлиять на цены в Казахстане.
Без нюансов не обошлось
Хотя и с рядом небольших нюансов, прогноз Карабалина на удивление оказался точен. В частности ожидалось, что цена популярных марок бензина АИ-80 и АИ-92 к 1 ноября вырастет на 5–7 процентов. Но уже 25 октября многочисленная армия автолюбителей обнаружила, что цена литра самого популярного в стране бензина марки АИ-92 вместо110 тенге за литр составила 115 тенге (с 0,52 до 0,54 евро. — Ред.), тогда как стоимость других видов ГСМ осталась прежней.
Вечером того же дня агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ), со ссылкой на данные министерства нефти и газа, поспешило заметить, что повышение цены на бензин АИ-92 непосредственно связано с увеличением цены на нефть. “По состоянию на 15 октября текущего года значение котировок на нефть марки Brent составило 109,65 долларов США за баррель. Кроме того, с января текущего года увеличились тарифы на железнодорожные перевозки нефтепродуктов во внутреннем сообщении в среднем на 44 процента в связи с проведенной поэтапно унификацией тарифов по видам сообщений в соответствии с требованиями ВТО”, — было подчеркнуто в сообщении АРЕМ.
Бензин — провокатор
Однако подобное объяснение от АРЕМ не устроило ни рядовых граждан, ни экспертов. В интервью Deutsche Welle экономист Кайрат Танышпай заметил: “Логики нет никакой. Если цена на нефть отражается на стоимости топлива, то дорожать должны все виды ГСМ. У нас же увеличилась цена только на самую популярную марку бензина. А потом, если Казахстан стал продавать нефть по более высоким ценам, что мешает продолжать регулировать 92‑й бензин в прежнем ценовом коридоре, не провоцируя повышение цен на основные товары и услуги?”.
Экономист Танышпай не сомневается в том, что уже к середине текущего ноября следует ожидать очередного роста цен, поскольку около 70 процентов всех перевозок в стране осуществляется на машинах, использующих бензин АИ-92.
Логика продавца из магазина
В предстоящем повышении цен “на все и вся” в связи с увеличением отпускной стоимости самой популярной в стране марки бензина уверена и Замира Куанышкызы. Будучи менеджером по продажам в гипермаркете, она как никто другой замечает связь между ростом цен на топливо и увеличением стоимости продовольственных товаров. “У нас еще месяц назад самый дешевый литровый пакет молока стоил 180 тенге (0,85 евро). Сейчас дешевле, чем за 210 тенге (0,99 евро) — нет. Батон хлеба 60 тенге стоил, сейчас — 70 тенге. Нам говорят, что еще дороже будет, потому что бензин подорожал”, — отмечает она.
Вместе с тем Замира полагает, что зарплаты повышать не будут. По ее словам, на работе всех предупредили, что поскольку минимальный прожиточный минимум в стране составляет 18 637 тенге (88 евро) в месяц, они должны радоваться тому, что ежемесячно получают по 52 тысячи тенге (245 евро). Для большинства граждан Казахстана найти работу даже с зарплатой в 200 евро в месяц считается крайне сложным делом.
Кстати, помимо прожиточного минимума, в Казахстане регулярно устанавливается и черта бедности. Под конец текущего года она равна 40 процентам от прожиточного минимума и равна 7 455 тенге, что эквивалентно 35 евро в месяц.
Исключительно во благо населения
Между тем из слов главы АРЕМ Мурата Оспанова выходит, что очередное повышение цен только на бензин марки АИ-92 является благом для всего населения страны.
На состоявшемся 1 ноября брифинге в Астане он заявил: “У нас 40 процентов бензина этой марки импортируется из России. По остальным маркам наши заводы покрывают потребность населения. Поэтому, чтобы избежать дефицита 92-го бензина, чтобы нормальный ввоз был бензина из РФ, мы пошли на увеличение его цены до 115 тенге за литр”.
Заявление Мурата Оспанова вызвало очередной шквал недовольства в особенности в социальных сетях. Как показывают наблюдения корреспондента DW, в частности, в сети Facebook, самым популярным у пользователей стал вопрос: “Что реконструируют каждый год на трех казахстанских НПЗ, если они уже 20 лет не могут обеспечить 16-миллионную нефтедобывающую страну собственным 92‑м бензином?”.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Visit site:
Почему в Казахстане выросла цена на бензин