Министр нефти и газа Узакбай Карабалин на открытии VIII евразийского форума KAZENERGY сообщил, что углеводородный потенциал Казахстана может быть удвоен в случае реализации проекта «Евразия» – совместного с россиянами обследования прикаспийского бассейна от Поволжья и Оренбурга до Актюбинска на суше и в море.
Но очередную глобальную идею по поиску новых залежей нефти, как ни удивительно, выдвинул не елбасы, а ассоциация KAZENERGY, одним из руководителей которой является средний зять Нурсултана Назарбаева Тимур Кулибаев.
Карабалин уповает на «Евразию»
Первым о будущем проекте на форуме помянул премьер-министр Казахстана Серик Ахметов, открывший форум с зачитывания приветствия президента.
- Казахстан остается приверженцем взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере. Одним из принципов дальнейшего развития страны является переход от добычи сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмена новейшими технологиями, — процитировал Ахметов главу государства и перешел к собственному выступлению.
По словам премьера, добыча нефти в Казахстане выросла более чем в три раза — до уровня 80 миллионов тонн в год, а по газу — более чем в пять раз до более 40 миллиардов кубических метров. А старт Кашаганского проекта, считает Ахметов, «безусловно, можно рассматривать как победу технического прогресса».
Премьер также анонсировал, что в рамках форума состоится круглый стол, где будет обсуждаться принципиально новый казахстанский проект «Евразия» — речь идет о создании международного консорциума. Но поскольку каких-либо подробностей со стороны премьера не последовало, журналистам осталось углубиться в пресс-релиз KAZENERGY, из которого следовало, что проект «Евразия» предполагает разведку глубокозалегающих горизонтов Прикаспийской впадины на территории Казахстана и России.
«В рамках инициативы предполагается создание консорциума нефтегазовых компаний для участия в проекте и финансирования программы работ», — указывается в пресс-релизе. Но журналистам этого показалось мало, и они насели на главу МНГ с вопросами о «Евразии» на пресс-конференции.
- На самом деле этот проект является идеей KAZENERGY, — был немногословен Карабалин. — Мы ожидаем, что поскольку глубина этого бассейна порядка 20—25 тысяч метров и имеется огромный объем нефтегенерирующих пород, то потенциал Казахстана может быть удвоен.
Карабалин уточнил, что речь идет не только о Каспии.
- Это большой регион и огромный остаточный бассейн, который, по оценке специалистов, имеет большие перспективы и имеет большой потенциал в генерировании углеводородов, но до сегодняшнего дня мы проводили разведку только части этого бассейна, — признал глава МНГ.
Игра на повышение стоит свеч
«Евразия», впрочем, не смогла затмить главной темы дня — работ на Кашагане, которые то начинаются, то приостанавливаются в связи с аварией. Но если верить главе нацкомпании «КазМунайГаз» Сауату Мынбаеву, на Кашагане все на мази и до достижения коммерческих объемов добычи (75 тысяч баррелей в сутки) осталось не так много времени.
- Ежегодно в нефтегазовую отрасль нашей страны приходят значительные инвестиции, реализуются масштабные проекты в области добычи, и одним из таких проектов является Кашаган, — напомнил экс-министр нефти и газа. — На месторождении добыта первая нефть, на сегодня это (объем добычи) уже порядка 60 тысяч баррелей в сутки. Казахстан совместно со своими партнерами шел к этому дню около десяти лет, это значимое для всех нас событие. К 2025 году наша страна ожидает увеличения добычи нефти до 108 миллионов тонн в год. Для сравнения: в 2012 году этот показатель составлял 79 миллионов тонн.
При этом глобальный спрос на сырую нефть до 2035 года достигнет 100—120 миллионов баррелей в день, считает Мынбаев.
- Международное энергетическое агентство ожидает увеличения глобального спроса на сырую нефть с 87 миллионов баррелей в сутки в 2011 году и практически до 100 миллионов баррелей в 2035 году. По нашим оценкам, спрос в 100—120 миллионов баррелей в день может быть достигнут в гораздо более ранние сроки, — сказал глава нацкомпании. — Такие прогнозы обуславливают необходимость постоянного прироста объемов добычи евразийскими производителями. При текущем развитии отраслевых технологий только очень ограниченное число стран будет способно активно наращивать производство нефтегазового сырья, поэтому до прогнозируемого спроса на нефтегазовое сырье Казахстана намерен и далее усиливать свои позиции на глобальном энергетическом рынке.
Карабалин в свою очередь заявил, что игра на повышение добычи стоит свеч, поскольку мировые цены на нефть к 2030 году могут подняться до $150 за баррель.
- Несмотря на сильную волатильность, мировые цены на нефть поддерживают рост, — сказал Карабалин. — За последние десять лет цены выросли более чем в три раза, а с момента мировой рецессии 2008—2009 годов — в два раза. По нашему мнению, до конца этого десятилетия цены могут подняться со $120 за баррель и выше, а в 2030 году могут быть и на уровне $150.
Доля снизится, но поток не иссякнет
Еще одна новость от Карабалина — в ближайшее десятилетие доля Китая в нефтедобыче Казахстана снизится до 7—8%.
- Несмотря на то, что Китай в настоящее время заходит на Кашаган — это серьезная доля, серьезная добыча, но тем не менее другие месторождения, на которых сейчас работает CNPС, проходят свой пик добычи и будет постепенное снижение. Эти расчеты пока делаются из того, что сегодня имеется в портфеле китайской национальной компании, — не исключил он того, что китайцы могут еще что-нибудь прикупить в стране.
А на пресс-конференции отметил, что хотя доля китайцев в добыче и снижается, поток нефти в Поднебесную не иссякнет, поскольку туда может уйти часть нефти с Кашагана.
- Если китайская сторона представит соответствующую цену, думаю, члены консорциума очень даже захотят часть нефти продавать в Китай, — сказал Карабалин. — При реализации кашаганской нефти в соответствии с соглашением каждый участник консорциума имеет право сам продавать нефть. И таким образом выбор маршрута зависит от самих участников.
Китайское направление — одно из хороших направлений, считает Карабалин, «поскольку сегодня еще мощностей КТК недостаточно для обеспечения всех желающих, кто хотел бы транспортировать нефть на Новороссийск».
Источник: Газета «Ассанди-Таймс» от 11 октября 2013 года
Читать оригинал статьи: