Интересно, читал ли Нурсултан Назарбаев указ, который подписал 24 сентября 2013 года? Прелюбопытный вышел документ, местами даже смешной, хотя посвящен он сверхсерьезной и проблемной теме – терроризму.
Речь идет об Указе президента РК № 648 «О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 — 2017 годы».
В принципе эта госпрограмма ничем не отличается от себя подобных, во множестве генерируемых госаппаратом, за исключением разве что отдельных абзацев. Поэтому, не вдаваясь в подробности, и не рассматривая данный документ целиком и полностью, сконцентрируемся на отдельных деталях, делающих этот документ «выдающимся».
Начнем с цели госпрограммы. Указом елбасы она сформулирована так: «Обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма». Согласитесь, замах космический и, самое главное, — бессмысленный.
Потому что, во-первых, религиозный экстремизм может быть разным: мирным и немирным, массовым и единичным, угрожающим общественной безопасности и нет.
Во-вторых, на практике многое, если не решительно все, будет зависеть от определения того, что является религиозным экстремизмом в Казахстане.
В‑третьих, если исходить из нынешней казахстанской действительности, когда угрозу нацбезопасности представляют и кришнаиты, и атеист Александр Харламов, и протестант из церкви «Благодать» Бахтжан Кашкумбаев, и практически все последователи «нетрадиционных» церквей и верований, казахстанские спецслужбы без работы точно не останутся.
Ну а теперь те самые «выдающиеся» элементы госпрограммы, из-за которых мы и решили ее прокомментировать.
Сначала длинная цитата, чтобы доказать читателям, что весь этот бред не наша выдумка, а плод трудов весьма влиятельных госструктур, главная проблема которых заключается в том, что они не имеют обратной связи с населением, то есть оторваны от реальности, и поэтому занимаются решением только одной задачи — пускают пыль в глаза елбасы.
«Целевые индикаторы:
1) к 2017 году население страны, в том числе 100% молодежи и лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены комплексной профилактической работой, направленной на формирование сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма.
2) соотношение предотвращенных на стадии приготовления и покушения актов терроризма к общему числу готовившихся и выявленных таких преступлений к 2017 году будет составлять не менее 95% к 100%.
3) степень готовности объектов, уязвимых в террористическом отношении, населения, сил и средств уполномоченных государственных органов к минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности к 2017 году составит 100%».
Лично мы считаем, что казахстанской госмашине по силам выполнение только второй задачи, и то при условии, что КНБ РК резко увеличит количество фальсифицируемых комитетчиками уголовных дел по обвинениям в терроризме и экстремизме. Тогда в итоге статистика получится в рамках озвученных выше параметров.
А вот первая задача не выполнима в принципе. Хотя бы по той причине, что влезть в головы людей и узнать, что они думают, не удается даже при нынешнем развитии техники и технологий слежения за населением.
Конечно, если Нурсултану Назарбаеву или его преемнику удастся довести казахстанскую политическую систему и практику до кондиции сталинизма, то проблема будет частично решена, но опять же не до конца.
Что же касается третьей задачи, то она сформулирована настолько хитро, что решена уже сегодня. Ведь нужно обеспечить 100-процентную готовность объектов, населения, сил и средств госорганов к «минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности». Так у нас в стране все всегда готовы, правда только на бумаге и словах, но готовы!
Следующий раздел программы, который представляет интерес для общественности, посвящен описанию нынешнего положения дел в стране.
Оказывается, за последние пять лет в Казахстане было задержано 70 иностранцев, причастных к деятельности международных экстремистских или террористических организаций. А в 2011—2012 году совершено 12 насильственных акций. Плюс, согласно статистике, с 2008 до 2013 года количество лиц, осужденных за террористические преступления, возросло с 27 до 171, а за экстремистские преступления — с 56 до 168 лиц.
Причем, что любопытно, авторы госпрограммы осмелились на признания, которые при иных обстоятельствах наверняка бы были названы измышлениями злобствующих критиков и недоброжелателей елбасы и Казахстана.
Цитируем: «К внутренним факторам, способствующим вовлечению в радикальные религиозные структуры новых адептов, относятся имеющиеся социально-экономические проблемы, низкий уровень религиозной грамотности населения, недостатки морально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения».
«Одной из причин возникновения деструктивного настроя и недоверия к власти, преимущественно среди неустроенной молодежи, также являются коррупционные проявления и бюрократизм со стороны отдельных государственных чиновников на местах».
«Наряду с этим, функционирование культовых зданий (сооружений) без учета фактической потребности в них и низкий уровень профессиональной подготовки священнослужителей отрицательно сказываются на проводимой профилактической работе».
«Следует отметить, что на фоне увеличения количества актов насильственного экстремизма и терроризма выявление источников и каналов финансирования данной противоправной деятельности носит единичный характер».
«Наблюдается тревожная тенденция сращивания религиозных радикальных общин с криминальными структурами, что наиболее выражено в условиях исправительных учреждений».
А вот еще один «самострел» Акорды — список, в котором перечисляются слабые стороны госаппарата и нынешней практики борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом в стране:
«1) сохраняющаяся тенденция увеличения количества приверженцев радикальной религиозной идеологии;
2) недостаточная эффективность информационно-разъяснительной работы;
3) несовершенство системы противодействия распространению материалов экстремистского и террористического содержания, в том числе в сети Интернет;
4) недостаточный уровень развития и неконкурентоспособность отечественной системы теологического образования;
5) отсутствие эффективных мер ограждения казахстанских граждан в период их нахождения за рубежом от проповедников радикальной идеологии;
6) низкий уровень вовлеченности институтов гражданского общества в работу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму;
11) сращивание радикальных религиозных общин с криминальными структурами, в особенности в условиях исправительных учреждений;
12) несовершенство механизмов выявления источников и способов финансирования экстремизма и терроризма».
Ну а завершить этот материал мы хотим пересказом того, что собирается сделать наше государство в ближайшие годы.
«1. По первой задаче:
1) к 2017 году 100% лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены адресной профилактической работой специальных информационно-пропагандистских групп и государственных органов;
2) к 2017 году будет обеспечен 100% охват обучающихся организаций среднего образования, а также технического и профессионального, высшего образования освоением необходимого объема знаний о религии для осознанного отношения к окружающей реальности и критического восприятия получаемой информации радикального религиозного характера;
3) к 2017 году в каждом населенном пункте до уровня сельского округа (100%) будут созданы условия для надлежащего культурного, духовно-нравственного, патриотического, физического развития и воспитания детей и молодежи;
4) ежегодно объем материалов печатных СМИ, охваченных мониторингом на предмет выявления публикаций, пропагандирующих идеи религиозного экстремизма и терроризма, будет составлять не менее 20 718 полос;
5) ежегодно объем материалов электронных СМИ, охваченных мониторингом на предмет выявления материалов, пропагандирующих идеи религиозного экстремизма и терроризма, будет составлять не менее 74 460 часов;
6) ежегодно количество Интернет-ресурсов, охваченных мониторингом на предмет выявления материалов, пропагандирующих идеи религиозного экстремизма и терроризма, будет составлять не менее 10 000;
7) ежегодно будет проводиться не менее 5 000 информационно-пропагандистских, разъяснительно-профилактических мероприятий по вопросам противодействия религиозному экстремизму и терроризму;
8) с 2014 года будет обеспечено создание и функционирование Центра по реабилитации лиц, пострадавших от идеологии религиозного экстремизма и терроризма или попавших под влияние радикальной идеологии».
«2. По второй задаче:
1) ежегодно будет обеспечиваться пресечение (запрещение) деятельности 100% экстремистских и/или террористических организаций, деятельность которых процессуально установлена (подтверждена) на территории Республики Казахстан;
2) ежегодно будет обеспечиваться пресечение распространения на территории Республики Казахстан 100% информационных материалов, в содержании которых соответствующими экспертными исследованиями установлены признаки пропаганды и/или оправдания экстремизма и терроризма;
4) к 2017 году доля современной техники, вооружения и других новейших технологий в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму составит не менее 30% от общего объема арттехвооружения и спецтехники специальных государственных и правоохранительных органов;
5) к 2017 году количество граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка на добровольной основе, будет составлять не менее 30 000 человек;
7) во всех (100%) специальных и исправительных учреждениях ежегодно будут проводиться мероприятия, направленные на недопущение и пресечение распространения радикальной религиозной идеологии в данных учреждениях».
Честно говоря, не видим даже смысла комментировать эти планы, поскольку наш опыт подсказывает, что несколько десятков умных или просто неглупых чиновников, готовящих какую-нибудь госпрограмму по приказу Акорды, обычно рождают такую глупость, что ни пером описать, ни прокомментировать.
Читать оригинал статьи: