Это стало ясно из вчерашнего выступления налоговиков на брифинге в столице. Об успешном сотрудничестве Налогового комитета с финансовой полицией на два голоса рассказали прессе представители обоих ведомств. В нежелании отвечать на вопросы журналистов они тоже проявили завидную солидарность.
Председатель Налогового комитета РК Ануар Жумадильдаев пожаловался, что без Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью его подчиненные как без рук. Точнее — без наручников.
- Учитывая, что у налоговых органов отсутствует функция оперативно-разыскной деятельности, — отметил он, — материалы, по нарушениям с признаками преступления, выявленными нами, направляются в органы финансовой полиции. Финансовая полиция в свою очередь проводит оперативно-разыскные мероприятия и ведет следствие. Но цели общие. Работа в тандеме весьма эффективна.
Тандемом по коррупции
В подтверждение своих слов Жумадильдаев сообщил, что только в 2012 год комитет передал финполу 639 «криминальных» материалов, собранных по результатам налоговых проверок, на общую сумму 129,7 миллиарда тенге. По ним возбуждены уголовные дела в отношении 139 юридических лиц. Взыскано 9,3 миллиарда тенге. В том же году налоговики отправили в агентство информацию в отношении 352 юридических лиц, заподозренных в лжепредпринимательстве. В отношении 235 юрлиц подозрения подтвердились.
- За первое полугодие 2013 года по результатам налоговых проверок нами переданы материалы в отношении 315 налогоплательщиков на общую сумму 125 миллиардов тенге, — добавил Жумадильдаев. — Из них возбуждены уголовные дела в отношении 104 налогоплательщиков.
В целом в органы финансовой полиции переданы сведения в отношении более чем 7300 юридических лиц, имеющих признаки лжепредприятий. На сегодняшний день 1214 налогоплательщиков признаны судами лжепредприятиями.
- К сожалению, вопросы, связанные с деятельностью лжепредприятий, являются одной из серьезных проблем, создающих угрозу экономической безопасности страны, — подчеркнул глава Налогового комитета, — и официально влияющие на формирование доходной части бюджета.
По предложениям налоговиков и финполовцев вносятся изменения в действующее законодательство страны. Поправки направлены на пресечение и предупреждение уклонения от уплаты налогов, обнальных операций и лжепредпринимательства. Это и установление четких критериев подозрительной операции по обналичиванию денег, и снижение пороговой суммы наличного расчета, осуществляемого по гражданско-правовой сделке между юридическими лицами, с 4000 МРП до 1000 МРП, это и четкое установление размера штрафа — 5% от суммы платежа. Также предлагается установить ответственность банков второго уровня за непредставление уполномоченному органу по финансовому мониторингу информации о подозрительных операциях по обналичиванию денег.
Не забыл главный налоговик страны пропиарить и еще одно нововведение.
- Одним из ключевых мероприятий предстоящего периода является введение всеобщего декларирования доходов и имущества граждан РК, — заявил Жумадильдаев. — На сегодня обеспечение всеобъемлющего контроля отражения физическими лицами доходов и выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, затруднено, поскольку декларацию о доходах и сведения о имуществе предоставляет лишь незначительная часть населения республики, это 3,8%. Введение всеобщего декларирования — это инструмент противодействия проявлениям теневой экономики и, соответственно, расширение налоговой базы для увеличения поступлений в бюджет.
А поступления в бюджет растут как на дрожжах. По итогам 8 месяцев текущего года по сравнению с прошлым годом доходы выросли более чем на 281 миллиард тенге.
- Наша цель — защита интересов государства, недопущение уклонения от уплаты налогов, — особо подчеркнул Жумадильдаев. — Несвоевременное выявление и непресечение одного факта сегодня имеет мультипликативный эффект неуплаты налогов через год уже в сотни раз, потому что они обрастают лжекомпаниями, своими контрагентами.
Крайне туманно глава комитета намекнул, что в его ведомстве имели место быть «громкие задержания налоговиков, оказывающих покровительство лжепредприятиям», однако конкретных фамилий так и не назвал.
Начальник департамента по раскрытию экономических и финансовых преступлений АБЭКП РК Жанат Элиманов сообщил журналистам, что, согласно данным Агентства по статистике, масштабы теневого сектора казахстанской экономики составляют не менее 20% от ВВП страны.
- То есть значительные финансовые потоки находятся вне контроля государства, что создает угрозу экономической безопасности страны, — констатировал он. — Преступники не сидят сложа рук и все чаще применяют новые способы сокрытия следов своих деяний. В последнее время наметилась тенденция слияния лжепредприятий с действующими юридическими лицами, а затем их принудительная ликвидация.
Для борьбы с подобными явлениями финпол предлагает сделать возможным слияние юридических лиц только после налоговых проверок.
Нам не страшен базар!
В дальнейшем на брифинге оба представителя ведомства проявляли редкое единодушие. Например, ни один из них не пожелал комментировать инициативу правительства по грядущему повышению налогов. Чиновники почти синхронно призвали журналистов не отходить от темы разговора, а сегодня это борьба с теневой экономикой.
Впрочем, даже выступая на заданную тему, оба были весьма дипломатичны.
Так, были развеяны домыслы о том, что начальник департамента Налогового комитета Южно-Казахстанской области был уволен из-за зама, пойманного на пособничестве лжепредпринимательству.
- Начальника департамента уволили по статье Трудового кодекса за отсутствие на работе без уважительной причины, — уточнил налоговик и привел более новый аналогичный пример: — Сейчас замначальника департамента Алматы Айженуров находится под следствием, но по сложившейся практике мы должны дождаться решения суда. Давайте дождемся. Если выйдет обвинительный приговор, то нынешний начальник департамента Алматы Карымсаков, он по морально-этическим нормам готов уйти с работы, готов написать заявление по собственному желанию.
Интересно, в какое нарушение трудовой дисциплины выльются «морально-этические нормы» чиновника в этом случае?
Немало проблем доставляют и акцизы.
- С начала прошлого года пресечена незаконная деятельность по выпуску неучтенной алкогольной продукции 5 заводов-производителей, — привел пример Элиманов. — У ТОО «Винхаус» изъято 670 тысяч бутылок. По данному факту возбуждено уголовное дело. Замдиректора ТОО по производственным вопросам осуждена на 1,5 года условно.
Судя по скромности наказания, количество заводов будет расти в геометрической прогрессии. Всего за это время по республике выявлено 392 преступления в сфере нелегального оборота алкогольной продукции, изъято свыше 7 миллионов бутылок. Объем акцизных платежей в бюджет возрос на 20%, достигнув рекордной отметки 23 миллиарда тенге. Это финпол радует.
- Производители начали показывать реальные объемы и выходить из тени, — оптимистично заявил начальник департамента.
А вот чего не боятся ни налоговики, ни финпол, это стихийной торговли. Она, по их мнению, никакой особой экономической угрозы не несет.
- Как вы знаете, в прошлом году у нас была проведена акция по гуманизации и декриминализации отдельных экономических преступлений, — заявил Элиманов. — С того времени уголовно-наказуемыми деяниями в сфере уплаты налогов становятся те деяния, которые совершены на сумму свыше 20 тысяч МРП (это в отношении юридических лиц). Естественно, эти стихийные рынки, они не представляют такой общественной опасности. Это больше прерогатива уполномоченных контролирующих органов, которые должны заниматься выявлением таких правонарушений.
В общем, казахстанскую экономику базаром, то есть стихией, не напугаешь.
Читать оригинал статьи —