Не знаем как кому, а нам внутриполитическое затишье, вдруг опустившееся на страну в конце лета, кажется странным и… потенциально опасным. Ощущение как перед бурей. Между тем, если верить лентам информагентств, в Казахстане все идет своим чередом, так что наши предчувствия, возможно, от лукавого.
Традиционно начнем политобзор с главы государства. В понедельник, 13 августа, Нурсултан Назарбаев посетил в Астане центр «Корме», где ознакомился с эскиз-идеями будущего выставочного комплекса ЭКСПО‑2017.
С одной стороны, это еще раз подтверждает, что дорогостоящий имиджевый проект находится под высоким покровительством, с другой — невольно вызывает обеспокоенность в обществе. Почему? Да потому что обеспечить расчетную численность посетителей выставки в 5 миллионов человек можно только за счет китайцев, которым наши власти уже пообещали упростить по максимуму визовый режим.
Идея вызвала в обществе вспышку китаефобии и активные протесты со стороны активистов некоторых общественных организаций. Пока они носят неорганизованный и немассовый характер, но лиха беда начало.
В рулевых будет «тройка»
Нас же заинтересовало другое — фотография на официальном сайте Акорды, запечатлевшая момент производственного совещания в центре «Корме». В середине изображения, как и полагается в таких случаях, Нурсултан Абишевич. А вот дальше идут многозначительные неясности.
К сожалению, некоторых участников мероприятия мы не знаем в лицо, а других, возможно, не смогли опознать из-за неподходящего ракурса, за что просим у удостоенных высокой чести лично пообщаться с «лидером нации» персон извинения. Но позиция тех, кого мы можем назвать, заслуживает отдельного пояснения.
Так вот, первым по правую руку елбасы сидит глава правительства Серик Ахметов. Первым по левую руку — министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров. Следующим за ним располагается человек, похожий усами и контуром лица на руководителя администрации президента Карима Масимова (но мы можем ошибаться).
Потом заместитель главы администрации президента Бахыт Султанов, аким Астаны Имангали Тасмагамбетов и председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев. Вторая фотография на сайте «Акорды» куда менее информативная: рядом с елбасы по левую руку стоит Тасмагамбетов, по правую — Шукеев.
Конечно, давно миновали времена, когда американские разведчики по порядку выхода членов Политбюро ЦК КПСС на трибуну Мавзолея или по их рассадке в президиуме торжественных собраний определяли расстановку сил в советской элите. Но согласитесь, что-то здравое и полезное в этой методике есть.
Потому что если увязать эти фотографии с недавними публикациями результатов социологических опросов на щекотливую тему, кто из казахстанских госдеятелей сколько «весит» и какую занимает ступень в неофициальной табели о рангах, то становится понятным, что в фаворе больше Серик Ахметов, чем Карим Масимов.
Между тем, соцопросы дают иную картинку: впереди на белом коне именно Карим Кажимканович. В связи с этим возникает вопрос: столь значительное превознесение Масимова — это оценка его реального влияния, попытка его приподнять и приблизить к елбасы или, наоборот, подставить?
Как бы то ни было, есть смысл зафиксировать, что на случай неожиданного ухода или отхода Нурсултана Назарбаева в стране де-факто сформирована правящая тройка: премьер-министр Серик Ахметов, руководитель администрации президента Карим Масимов и примкнувший к ним госсекретарь Марат Тажин.
Кто уволил зятя из советников?
Следующим обитателем Акорды, попавшим на ленты информагентств, оказался средний зять елбасы Тимур Кулибаев. Выяснилось, что глава ассоциации Kazenergy и союза «Атамекен» потерял должность внештатного советника президента Казахстана.
Конечно, можно посмеяться, что тестю надоели советы зятя, но это легкомысленно. Потому что в казахстанской госвертикали имеет значение не только «размер», но и такие малозначительные, на первый взгляд, детали.
Хотя должность внештатного советника главы государства мало что давала Тимуру Аскаровичу в части льгот и привилегий, вряд ли он сам отказался от нее, потому что это был бы вызов. Значит, инициативу увольнения Кулибаева-младшего проявил кто-то другой. Но кто?
Желающих ссориться с «нефтяным принцем» в Акорде немного, и еще меньше людей, к чьим предложениям Нурсултан Абишевич прислушивается. Вот и получается, что лишить Тимура внештатного кресла предложить больше некому, кроме как Кариму Масимову. Но если это так, то досужие разговоры, что между двумя старыми союзниками начали бегать черные кошки, превращаются если не в факт, то во вполне рабочую версию.
Возможно, причиной размолвки стало намерение Масимова выполнить указание елбасы правительству уйти из национализированного в 2009 году «БТА Банка» за счет «Народного банка». Хотя не исключено, что союзников, один из которых, кстати, работал на другого в качестве наемного менеджера, развело в стороны разное видение постназарбаевского будущего.
По информации от нашего источника из Астаны, одна часть обитателей Акорды хотела бы законсервировать нынешнее положение дел, зато другая жаждет реформ. Правда, «реформы» в данном случае понятие достаточно условное. Назвать их демократическими и в интересах народа язык не поворачивается. Речь идет скорее о переформатировании политической системы и госмеханизма с целью недопущения излишней концентрации власти в руках преемника, дабы обеспечить личную и финансовую безопасность членов нынешней главной семьи страны и других приближенных елбасы.
«Козлов отпущения» назвали поименно
Еще одно событие из внутриполитической жизни практически осталось незамеченным гражданами Казахстана, хотя Нурсултан Абишевич сделал по случаю завершения этого проекта Акорды специальное обращение к населению. Мы имеем в виду выборы акимов сельских и приравненных к ним округов.
Как мы и прогнозировали в одном из предыдущих политобзоров, теперь елбасы, а вслед за ним и все остальные «слуги народа» будут при случае и без оного козырять тем, что в Казахстане избираются более 91% акимов.
Правда, другие чиновники не смогут подчеркнуть, как Назарбаев, что именно он выдвинул инициативу избирать глав местных администраций низшего уровня, но они зато могут похвалить его за смелость и мудрость.
Лично же нас и посмешило и порадовало, во‑первых, то, что за ходом состоявшихся выборов, оказывается, наблюдали авторитетные представители общественности. Узнать бы только, кто они, эти неизвестные герои?
Во‑вторых, что существенных нарушений в ходе электоральной кампании и выборов не было зафиксировано — интересно, а что там можно было нарушить?
В‑третьих, выборы, оказывается, были открытыми, прозрачными и полностью соответствовали нормам действующего законодательства и современной демократической практике. Наверное, практике центральноазиатской?
К сожалению, мы не можем разделить радость Нурсултана Абишевича. Хотя бы потому, что получив от щедрого государства аж 67 функций, местные акимы приобрели прав и финансовых ресурсов на решение проблем — с гулькин нос. В результате реформа местного самоуправления по-казахстански создала почти 2,5 тысячи будущих «козлов отпущения», которым придется крутиться как карасям на раскаленной сковороде законных требований сограждан.
А то, что эти требования будут нарастать, не подлежит никакому сомнению. По нашим неофициальным наблюдениям, в стране происходит дальнейшее расслоение населения — богатые становятся богаче, бедные беднее, и это притом, что значительная часть казахстанцев хочет работать спустя рукава или вообще отдыхать, а получать зарплату в объемах, сопоставимых с заработками на Западе или в ОАЭ.
Между тем на фоне поражения демократической оппозиции, которая практически растворилась во внутриполитическом пространстве без следа, на первый план выходят или бодрые на язык представители общественности вроде Мурата Телибекова, или радикальные исламисты.
На прошлой неделе шестерых из них признали в Астане виновными в приготовлении к совершению взрывов, создании террористической группы, хищениях оружия и боеприпасов и совершении иных тяжких преступлений. Дело это слушалось в закрытом порядке, и, судя по той отрывочной информации, которая просочилась в прессу от родственников осужденных, было очень похоже на очередную провокацию.
Осужденные, получившие от пяти с половиной до десяти лет лишения свободы в колониях общего и строгого режима, покинули зал судебного заседания с возгласами «Аллах акбар!», так что моральная победа осталась за ними. Смогут ли их сломать в местах лишения свободы? Наверное, постараются, но свято место пусто не бывает и, похоже, нынешний политический режим обрел куда более серьезных оппонентов, чем были предыдущие из числа демократического лагеря.
Все дело в счетах?
Из прочих событий наше внимание привлекло объявление в розыск сестры Бергея и Аманжана Рыскалиевых Гульжан. Ее обвинили в организации заказного убийства некоего Талгата Кожахметова, бывшего партнера братьев Рыскалиевых по водочному бизнесу, аж в 2005 году.
Трудно сказать, есть ли во всем этом что-то реальное или это сплошной политический заказ, но факт остается фактом — при таком подходе и практически полном отсутствии в стране как правосудия, так и справедливости, ни одна элитная группа не сможет больше чувствовать себя в безопасности.
Со своей стороны позволим высказать версию происходящего — похоже, Гульжан Рыскалиева является владельцем одного из трех банковских счетов, а возможно, и всех их в банках Швейцарии, которые были недавно арестованы по запросу казахстанских властей. Тогда данный ход силовиков — это попытка найти легальный предлог забрать деньги.
…И на фоне всех этих и других разборок, продолжающихся коррупционных скандалов и громких задержаний и, самое главное, гнетущего внутриполитического затишья, навалившегося на страну в августе, в республике усиливаются панические настроения и не только в элите. Похоже, нас ждет очередной перелом…
Источник: Газета «Ассанди-Таймс» от 16 августа 2013 года
Читать оригинал статьи —