Приостановить действие программы «Занятость-2020» потребовала на «правительственном часе» в мажилисе депутат Дарига Назарбаева. В своем выступлении она в пух и прах разнесла отчет министра труда, отрапортовавшего, что число безработных в стране сокращается, а бюджетные средства на переобучение граждан расходуются с толком.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Очередной «правительственный час» в мажилисе, посвященный реализации программы «Занятость-2020», прошел почти по Станиславскому. Министр труда Серик Абденов долго доказывал депутатам, что с трудоустройством граждан проблемы пусть и поэтапно, но решаются. Однако факты, озвученные Даригой Назарбаевой, закономерно вызвали к жизни вопрос: а нужна ли программа, если за счет нее обогащаются совсем не те люди, кому она предназначалась?
Как выяснилось, израсходованные миллиарды не дают отдачи: рабочих рук в Казахстане по-прежнему не хватает, при этом безработных выпускников — пруд пруди. Но расскажем обо всем по порядку.
Сам себя не похвалишь…
После приснопамятной «истории с яйцами»можно было ожидать, что глава Минтруда начнет побаиваться публичных выступлений. Но в нашем парламенте (это очевидно) ни яиц, ни помидоров, ни прочих метательных вещей никогда не было. Да и депутаты подобрались покладистые за исключением разве что «правдоруба» Дариги Назарбаевой. Поэтому министр поднялся на трибуну уверенно и ровным голосом начал докладывать.
Если опираться только на данные, представленные Абденовым, выходит, что проблема с трудоустройством граждан скоро будет решена окончательно. Судите сами: за три года (2011—2013 гг.) на реализацию программы занятости из республиканского бюджета было выделено более 169 млрд тенге, а ее участниками стали 189 тысяч человек. Если посчитать еще и членов их семей, которые, разумеется, только выиграли от трудоустройства родственника, получается, что эффект от программы ощутили уже более 210 тысяч человек.
По категориям участники программы распределись так: безработные — 125 тысяч человек (66,3%), самостоятельно занятые — более 52 тысяч человек (27,9%), малообеспеченные — около 11 тысячи человек (5,6%). При этом молодых граждан в возрасте до 29 лет из числа всех участников программы — больше половины (58%, или 109 тысяч), а доля женщин приблизилась к пятидесяти процентам (49%, или 93 тысячи). Глава Минтруда именно на этом акцентировал внимание: мол, это свидетельствует, что именно данные категории в программе приоритетные.
Перейдя к конкретным направлениям программы, министр подробно остановился на каждом из них и даже привел «живые» примеры. Так, в рамках первого направления — профессиональная подготовка и переподготовка — из бюджета страны затрачено 40,3 млрд тенге. На сегодняшний день охват профессиональным обучением составляет почти 96 тысяч человек, из них отдельной подготовкой занимаются — 54 тысячи человек, переподготовкой — 35 тысяч человек, а остальные 7 тысяч граждан повышают квалификацию. Завершили обучение 62 тысячи человек, а впоследствии трудоустроены свыше 52 тысяч, или более 84%.
- В пример можно привести жителя города Жем Актюбинской области Есниязова Елдоса, — рассказывал г‑н Абденов. — Образование среднее, был безработным. В августе прошлого года он обратился в центр занятости. В техническом колледже обучился на слесаря по обслуживанию и ремонту (оператор газовой котельной), и после окончания курсов был трудоустроен на постоянную работу в ГККП «Жем Жылу».
В качестве примера успешности второго направления — содействие в создании собственного дела — министр привел историю многодетной матери из Жанаозена, сидевшей без работы с 90‑х годов, а теперь ставшей бизнесвумен.
Такими «чудесами» доклад министра был буквально переполнен. За что и удостоился едкого комментария председателя комитета по социально-культурному развитию мажилиса Дариги Назарбаевой, заметившей: «Примеры хороши для телевизионного сюжета, но вряд ли могут дать истинную картину ситуации с реализацией программы».
Однако Абденов в эффективности своего труда не сомневается. Хоть он и признал, что есть определенные неточности и шероховатости в осуществлении программы (преимущественно допускаемые на местах, в тех регионах, где акимы не торопятся решать проблемы населения), он убежденно заявил:
- Реализация программы свидетельствует о правильности предпринимаемых шагов, их позитивном влиянии и адресной направленности. Выделяемые средства доходят до сельской глубины и способствуют решению накопившихся в обществе проблем. Анализ показывает, что в целом программа занятости оказывает позитивное влияние на состояние рынка труда. В результате полуторагодовой ее реализации обеспечено трудоустройство свыше 150 тысяч человек, занятых женщин стало больше на 80 тысяч, численность самозанятых уменьшилась на 52 тысячи человек. На 6,2% возросли доходы сельских жителей, количество получателей адресной социальной помощи сократилось с 139,3 тысячи человек до 97,3 тысячи человек, уровень бедности в сельской местности сократился на 3,4%.
Для кого эта видимость кипучей деятельности?
Депутаты же оценили программу совершенно иначе. Дарига Назарбаева, выступавшая с содокладом по каждому направлению документа, дала подробный «расклад» — что, где делается не так и почему.
Первый ее «удар» — программа рассчитана не на долгосрочный, а лишь на временный эффект: «Худо-бедно люди получают дополнительную помощь за счет государства, обучаются новым специальностям, опять же за счет государства, то есть за счет всех тех, кто работает и добросовестно платит налоги, временно трудоустраиваются, решают жилищную проблему. Я бы сказала, что это еще одна завуалированная форма социального пособия, которая временно снижает напряжение на рынке труда. А что нам ожидать к 2020 году, когда финансирование по данному вопросу закончится? Этот вопрос нас тревожит, и не без основания».
Проблем в реализации программы Дарига Назарбаева нашла немало. И одна из главных — полнейшая несогласованность в действиях министерств и акиматов. «Это тот самый случай, когда одна рука не ведает, что творит другая», — подчеркнула депутат. И тоже привела конкретные, но не частные, а уже системные примеры:
- Национальная квалификационная система (НКС) так и не создана, хотя о ней говорится во многих программных документах. Заинтересованные министерства не могут договориться друг с другом. Стандарты не появятся в тиши высоких кабинетов, где трудно найти специалиста, знающего производство. В то же время, видимо, чиновная гордость не позволяет снизойти до работодателя и спросить у него совета. Работодатель не участвует в разработке требований к специальностям. Спрашивается, для кого вся эта видимость кипучей деятельности? И в результате национальная система подготовки и переподготовки кадров не готова качественно выполнить задачу — нет соответствия спроса и предложения на рынке труда.
- Сегодня на производстве востребован мастер — строитель широкого профиля, владеющий навыками штукатура, маляра, каменщика, тогда как в классификаторе квалификаций ТиПО профессии существуют отдельно: штукатур, маляр, каменщик, бетонщик — значит, надо закончить училище 4 раза, чтобы получить одну востребованную специальность! — возмутилась Назарбаева. — Не осуществляется обучение по действующим 41 специальности и 868 квалификациям, в том числе по 16 приоритетным специальностям госпрограммы по форсированному инновационно-индустриальному развитию. Как можно выделять миллиарды на обучение профессиям, современные стандарты по которым не разработаны и такая работа даже и не планируется?
Еще один интересный момент, на который депутат обратила внимание: о нехватке квалифицированных рабочих рук на рынке труда страны известно уже давно, при этом выпускники отечественных профессионально-технических учебных заведений работу найти не могут — у них слишком низкая квалификация и они совершенно не знакомы с современным оборудованием, которым оснащены предприятия.
Причина в том, что в самих колледжах обучение ведется на станках еще 70—80‑х годов, которые уже не один десяток лет вообще не используются. Приводимые же данные официальной статистики, согласно которым в 2012 году 75,5% выпускников ТиПО трудоустроены, по мнению Назарбаевой, «весьма условны, поскольку не отражают трудоустройство по полученной специальности». Детальный же анализ ситуации не ведется ни Министерством образования, ни Министерством труда.
Кто кого обманывает?
Со статистикой и вовсе происходят странные вещи. Дарига Назарбаева привела в пример лишь несколько цифр. Так, по данным Минтруда, количество безработных в стране уменьшилось и составило 5,3%. По информации Счетного комитета, в 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдается резкий рост количества безработных (увеличение на 32 424 человека, рост — 192%), самозанятых (увеличение на 7 084 человек, рост — 134%), из числа малообеспеченных (увеличение на 3 419 человек, рост — на 218%).
По данным Минтруда, из общего количества участников программы занятости, завершивших обучение в 2011—2012 годах, трудоустроено 49 689 человек, или 83,5%. Вместе с тем в информационной базе «Занятость» все того же министерства количество трудоустроенных в 2011—2012 годах составляет 18 873 человека. А по данным Министерства образования, за этот же период из общего количества участников программы, завершивших обучение (55 468 человек), трудоустроено — 31 063 человека, или 56 %.
- Какой из этих цифр верить? — язвительно поинтересовалась Назарбаева.
На этом проблемы не заканчиваются. Имеют место факты хищения бюджетных средств. «Например, в Актюбинской области ответственные за ее (программы «Занятость-2020») выполнение приписывали в списки «мертвые души». А в центре занятости города Актобе незаконно субсидировали работодателей. На компенсацию затрат могут рассчитывать лишь компании, принявшие на работу безработных. Однако бюджетные средства получили компании, которые даже не принимали новых сотрудников. Также проверкой выявлены повсеместные факты приема на работу близких родственников», — привела пример депутат.
Есть и вполне официальные данные Счетного комитета, согласно которым в 2011 году прошли подготовку и устроились на работу в среднем по республике 37,5% участников программы, вместо запланированных 50%. В 2012 году цифры изменились — от 15 до 46% в связи с тем, что Минтруда «себя подстраховало, исключив количественные показатели трудоустройства лиц, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации».
- Сумма ущерба от реализации первого направления программы оценивается Счетным комитетом в два с лишним миллиарда тенге. На эту сумму было обучено и не трудоустроено участников, — констатировала депутат.
Подобных примеров у Дариги Назарбаевой собралось немало, причем по каждому направлению правительственной программы. В Южно-Казахстанской области вместо того, чтобы кредитовать граждан, прошедших обучение, и помочь им в становлении своего дела, выдавали кредиты уже состоявшимся предпринимателям, не участвовавшим в программе. «Всего за счет бюджета необоснованно выданы средства в виде кредита на сумму 8 800,0 тысяч тенге», — отметила депутат.
В Северо-Казахстанской области выданные АО «СПК «Солтүстік» кредитные средства на развитие предпринимательства в селе размещались на депозите в банках второго уровня. В Карагандинской области выдан 601 микрокредит, а трудоустроено из числа официально безработных 59. В Костанайской же области выдано 108 микрокредитов, трудоустроено — 2. «Получается, что для этого в области затратили в среднем 216 млн тенге. Вновь остается вопрос о рациональном использовании средств», — уколола министра Назарбаева.
- Программа работает уже третий год. Она щедро финансируется из республиканского бюджета — вдумайтесь в эти цифры — в 2011—2012 гг. выделено 95 млрд тенге, в 2013 г. — 75 млрд тенге! Итого — 170 млрд тенге! Это без учета предстоящих уточнений. На эти средства можно было бы построить 160 школ на 1200 мест каждая, 300 детских садов на 280 мест каждый, сотни домов культуры и десятки поликлиник и больниц — а это и есть новые рабочие места! А на 2014—2015 годы планируется выделить еще 200 млрд тенге! По информации Счетного комитета, исполнители программы планируют расходы, несмотря на отсутствие в ряде случаев обоснований и необходимых первичных документов, — добила депутат министра.
- Думаю, ни один человек в этом зале не скажет, что он против задач, поставленных в программе, если будет уверен, что затрачиваемые на нее средства попадут точно в цель. Итоги первых двух лет ее действия не внушают оптимизма. Эффективность вложенных средств и усилий низка. В правительстве нет согласия в работе над выполнением программы. Не до конца отработаны необходимые нормативно-правовые документы и стандарты. Образовательные учреждения не готовы дать стране хороших специалистов, в которых она остро нуждается. Объективный анализ результатов и их оценка невозможны ввиду плохой работы информационной системы. Достоверной статистики нет, — разнесла в пух и прах всю работу Минтруда Дарига Нурсултановна и предложила приостановить реализацию программы на 6—12 месяцев для устранения всех имеющихся недостатков.
…С мнением дочери президента согласились многие мажилисмены. Переубедить же министра Абденова в том, что программа является успешной, депутатам, все-таки, похоже, не удалось — даже с цифрами и фактами в руках.
Оригинал статьи —