Компании «Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», «Казцинк», «ENRC» («И‑Эн-Эр-Си») и «Народный Банк» являются стратегическими активами Казахстана. В 90‑е годы они были украдены у народа, а теперь должны быть ему возвращены. Так обосновал в своем докладе Марат Жанузаков необходимость проведения референдума.
Автор: Марат ЖАНУЗАКОВ
На собрании по инициированию общенационального референдума, которое прошло в Алматы 16 марта, выступил активист Марат Жанузаков с докладом «Достояние Республики», в котором он подробно рассказал, чем значительны «Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», «Казцинк», «ENRC» («И‑Эн-Эр-Си») и «Народный Банк» и почему именно эти стратегические активы необходимо вернуть народу. Ниже приводим полностью сам доклад, снабдив его слайдами из презентации Марата Жанузакова.
Доклад: «Достояние Республики»
Здравствуйте, уважаемые делегаты! Я рад приветствовать Вас сегодня в этом зале! Факт Вашего присутствия здесь означает, что Вы неравнодушные люди и Вам небезразлично будущее нашей страны. Спасибо!
Одним из ключевых вопросов, предлагаемых к рассмотрению на референдуме, является вопрос национализации собственности, принадлежавшей когда-то народу Казахстана.
Напоминаю, вопрос сформулирован таким образом: «Поддерживаете ли Вы возвращение в государственную собственность стратегических предприятий страны — «Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», «Казцинк», «ENRC» («И‑Эн-Эр-Си»), «Народный Банк»?»
Я считаю, что этот вопрос требует четкого понимания своей сути.
В первую очередь необходимо понимать, что это за предприятия, чем они значительны для экономики нашей страны и почему они выделены в отдельную группу из других значительных компаний, которые есть в Казахстане.
Второй вопрос — почему инициативная группа считает, что эти предприятия должны быть возвращены в государственную собственность.
До того, как я начну более детально рассказывать уважаемому Собранию об этих активах, я хочу сразу определить основной тезис моего доклада:
Компании «Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», «Казцинк», «ENRC» («И‑Эн-Эр-Си») и «Народный Банк» являются стратегическими активами нашей страны. В 90‑е годы они были украдены у народа Казахстана действующим президентом Назарбаевым и его ближайшим окружением. Данные компании должны быть возвращены стране.
Для начала, я думаю, необходимо объяснить, чем значительны «Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», «Казцинк», «ENRC» («И‑Эн-Эр-Си») и «Народный Банк». Хочу сразу оговориться: всю информацию о бизнесе этих компаний я получил из открытых источников. Вы сами можете найти подтверждение моих слов, проведя небольшое исследование.
Начнем с «Казахмыс».
Компания «Казахмыс» — это крупнейшая в стране горнорудная и металлургическая компания. Она занимает одиннадцатое место в мире по выплавке меди. Производит более 90% всей меди в Казахстане. «Казахмыс» добывает медь, золото и серебро, цинк, нефть и даже производит электроэнергию. Словом, это предприятие стратегического значения.
«Казахмыс» — это гигантский промышленный конгломерат. Он владеет 16 рудниками подземной и открытой разработки, у него есть 10 обогатительных фабрик и 2 медеплавильных завода. Есть отдельный завод по производству медной катанки, несколько ремонтно-механических заводов. Есть угольные разрезы. Он имеет самые мощные электростанции в стране.
На «Казахмысе» работает более 61 тысячи казахстанцев. Большинство предприятий, принадлежащих «Казахмысу», находятся в Жезказгане, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Основано предприятие в 1930 году, когда в районе озера Балхаш началось производство меди.
Следующая компания — «АрселорМиттал Темиртау».
«АрселорМиттал Темиртау» — это бывший Карагандинский металлургический комбинат, который был одним из крупнейших металлургических предприятий СССР.
Это крупнейшее горно-металлургическое градообразующее промышленное предприятие Казахстана. В его состав входят металлургический комбинат в Темиртау, 8 угольных шахт в Карагандинской области, 4 рудника по добыче железной руды в Карагандинской, Акмолинской и Костанайской областях.
Как сообщают на сайте компании, «новая история металлургического комбината берет начало в ноябре 1995 года». Именно тогда английская компания «Испат Интернешнл», принадлежащая Лакшми Митталу, приобрела в Казахстане Карагандинский металлургический комбинат, известный также как Карметкомбинат.
Еще одна жемчужина казахстанской промышленности — Компания «Казцинк».
Она была основана в 1997 г. путем слияния активов трех основных производителей цветных металлов Восточного Казахстана, известных еще с советских времен: Усть-Каменогорского свинцово-цинкового, Лениногорского полиметаллического и Зыряновского свинцового комбинатов. Монополист производства цинка в Казахстане. Владеет лучшими месторождениями цинка, золота и свинца в стране. Основным собственником всех трех компаний являлось Правительство Республики Казахстан. После слияния контрольный пакет акций «Казцинка» был продан в частные руки. Одна из крупнейших гидростанций страны — «Бухтарминская ГРЭС» — была отдана компании «Казцинк» для поставки ей дешевой электроэнергии.
Компания «Евразийская Корпорация Природных Ресурсов» или «ENRC» («И‑ЭН-ЭР-СИ»)
включает в себя предприятие «Казхром» по производству черных металлов, добыче и обогащению рудного сырья для черной металлургии (основано в 1938 году), Жайремский Горно-обогатительный комбинат по добыче и производству марганцевых руд и минералов (основан в 1971 году), Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение, занимающееся производством и обогащением железных руд (основано в 1954 году) и «Алюминий Казахстана» по производству глинозема, алюминия и других алюминий содержащих руд (основан в 1955 году).
Сюда же были переданы и актюбинская электростанция мощностью в 135 МгВ, павлодарская электростанция Павлодар‑1, Восточный угольный разрез Экибастузского бассейна и Аксуйская электростанции с рыночной стоимостью более 1 миллиарда долларов.
Благодаря этому компания «Евразийская корпорация природных ресурсов» признана крупнейшим в мире производителем феррохрома, одним из крупнейших в мире экспортеров железной руды и девятой в мире по объему производства товарного глинозема.
«Народный банк Казахстана» или «Халык Банк» в представлении не нуждается.
Это банк с самой большой сетью филиалов по стране. «Халык Банк» — это вся казахстанская филиальная сеть Сберегательного банка СССР со всеми объектами недвижимости. Первый филиал Сберегательного банка СССР был открыт в Алмате в 1936 году.
Все перечисленные объекты являлись промышленными и финансовыми объединениями всесоюзного значения. Они безусловно являлись серьезной экономической и финансовой базой для строительства молодого суверенного государства. Все эти предприятия еще в 1992 году являлись стопроцентной собственностью Казахстана.
Вместо того, чтобы направить деятельность этих предприятий на развитие страны и её народа, все эти объекты с начала-середины 90‑х годов были выведены из государственной собственности в собственность частных лиц без адекватной компенсации государству. Фактически была совершена кража этих активов.
Лакшми Миттал стал собственником Карметакомбината в 1995 году и потом назвал его «АрселорМиттал Темиртау».
Важно отметить, что при продаже были нарушены интересы кредиторов, был обокраден казахстанский бюджет. Как это было сделано? Просто была продана не компания с долгами, владеющая Карметакомбинатом, а по незаконной схеме было продано все ее имущество вместе с произведенной продукцией. Объект стоимостью в миллиарды долларов США был продан за несколько десятков миллионов долларов.
Приведу пример для того, чтобы Вы могли представить себе масштаб цены: после оранжевой революции на Украине произошла приватизация крупнейшего на Украине металлургического комбината «Криворожсталь». «Криворожсталь» сопоставим по размеру с нашим Карметакомбинатом.
Продажа произошла через открытые торги. Покупатель — компания «Mittal Steel» («Миттал Стил») знакомого нам уже Миттала, выложила за этот комбинат почти пять миллиардов долларов.
Сразу возникает вопрос: почему в Казахстане господину Митталу через непрозрачную сделку за копейки продали чистые активы, которые стоили миллиарды долларов? Чьи интересы представляет господин Миттал, которому в Казахстане везде зеленый свет? Ответ простой: господин Миттал выдает себя за единственного собственника компании. Но Миттал выступает как номинальный собственник в «АрселорМиттал Темиртау» и скрывает одного своего могущественного тайного партнера из Казахстана, который единственный имел власть, чтобы организовать такую кражу активов у народа. Кстати, посредником в осуществлении этой сделки был небезызвестный Машкевич.
Александр Машкевич, Патох Шодиев и Алимжан Ибрагимов стали владельцами Казхрома, Жайремского ГОКа и предприятия «Алюминий Казахстана».
Теперь их называют «Евразийская Корпорация Природных Ресуров».
Как это случилось?
Они просто знали, кого брать в долю и потом не забывать делить с ним активы и прибыли. Схема была простая. Сначала обесценивали активы предприятий с большим промышленным потенциалом, а затем предприятия приватизировали.
Помимо получения ценнейших активов за мизерную стоимость, «И‑Эн-Эр-Си» получила льготы и преференции по налогам и тарифам на миллионы долларов. Никто из налоговых органов не рискнул повнимательнее присмотреться к их схемам продаж, благодаря которым вся прибыль от продажи казахстанских недр оседает на офшорных счетах, а в бюджет Казахстана попадает минимум.
Президент Назарбаев лично договаривается о международных кредитах для «И‑Эн-Эр-Си» под гарантии правительства Казахстана. Например, в 2011 году «Самрук-Казына» получил займ от Банка Развития Китая в размере 1 миллиард 900 миллионов долларов для «И‑Эн-Эр-Си». Гарантии правительства Казахстана для частной компании? Как у Грибоедова: «Ну как не порадеть родному человечку?»
До 1992 года предприятие «Казахмыс» находилось в полной собственности Республики (тогда у него было другое имя — «Джезказганцветмет»). Но в результате серии коррупционных сделок с 1992 по 2002 годы доля владения государства сократилась со 100% до нуля. Государство потеряло свою собственность в результате серии мошеннических сделок. Эти сделки были проведены в пользу Назарбаева. Наша страна от приватизации «Казахмыса» получила жалкие гроши, совершенно не соответствующие реальной его стоимости. Назарбаев создал «Казахмыс» и назначил его главой своего доверенного человека, Владимира Кима, который раньше работал в органах исполнительной власти в Алматы.
Булат Утемуратов, один из близких советников и казначеев Назарбаева, и компания «Гленкор» стали владельцами Зыряновского свинцового комбината, Лениногорского полиметаллического комбината и Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. Эти предприятия объединили под крышей «Казцинка».
Жителям Усть-Каменогорска давно известно, что «Казцинк» является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Он является основным поставщиком в атмосферу сернистого ангидрида — основного «компонента» серной кислоты. Загрязнение атмосферы «Казцинком» превысило все допустимые нормы. Но из-за того человека, который стоит за Утемуратовым и является реальным собственником «Казцинка», правительство и другие госорганы не делают ничего, чтобы заставить «Казцинк» сократить количество выбрасываемых этим предприятием отравляющих и загрязняющих веществ. Сам менеджмент «Казцинка» ничего не делает, прикрываясь главой государства.
Бывший родственник Назарбаева — Рахат Алиев — подтвердил, что конечным бенефициаром и «Казцинка», и «И‑Эн-Эр-Си» является президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Его интересы в компаниях представляют Утемуратов, Шодиев, Ибрагимов и Машкевич.
Дочь президента Назарбаева и ее муж Тимур Кулибаев стали владельцами «Народного Банка Казахстана».
Приватизация Народного Банка происходила просто мошенническим образом. Жертвой этой «прихватизации» стал, как обычно, бюджет страны.
Зять Назарбаева был заинтересован в приобретении самого большого банка страны, но не хотел платить государству реальную рыночную цену. Поэтому, по указанию Назарбаева, была исполнена схема, по которой государственная доля была просто размыта.
Кулибаев купил только 33,3% акций «Халык Банка» за 41 миллион долларов США. Остальные акции получил бесплатно. Кулибаев получил банковский актив, оцениваемый в несколько миллиардов долларов, за 41 миллион долларов!
Для понимания размера хищения позвольте привести пример.
За долю размером 33,3% акций банка государство в свой бюджет получило 41 миллион долларов США. А в декабре 2006 года Кулибаев получил 748 миллионов долларов США от продажи только 20,21% акций Халык Банка, принадлежавших уже ему, а не государству.
Кулибаев открыто владеет «Халык Банком» вместе с дочерью Назарбаева Динарой. Открытое владение «Халык Банком» позволяет Кулибаеву отмывать многомиллиардные средства, которые он ворует в нефтегазовом секторе и не только. Всю свою жизнь до событий в Жанаозене Кулибаев формально не занимался бизнесом, а работал на государственные компании или был госчиновником. Как бы Динара объяснила властям Швейцарии происхождение 72 миллионов франков на покупку дома? Открытое владение самым большим банком страны позволяет супругам Кулибаевым заявить, что живут они на дивиденды, получаемые на акции в «Народном Банке».
Условия перехода собственности государства в руки Миттала, Кима, Машкевича и остальных упомянутых граждан держатся в секрете. Сейчас режим проводит обратный процесс — выкупает часть акций у этих номинальных собственников, но уже по рыночной цене.
Это значит, что надувательство народа Казахстана продолжается.
Эти компании были приватизированы за копейки и годами не доплачивали миллионы долларов налогов. И теперь Казахстан платит миллиарды из бюджета, покупая назад акции этих предприятий. То есть теперь Казахстан платит полную рыночную стоимость!
Но мы знаем: Республика Казахстан снова решила стать акционером компании «Казахмыс».
Из государственного бюджета было заплачено около 4,3 миллиардов долларов за так называемый миноритарный пакет в 26,3% акций.
Другой пример: в феврале этого года государство, через Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», принудили выкупить за один миллиард шестьсот пятьдесят миллионов долларов США (1.650.000.000) 29% доли в «Казцинке», владельцем которой номинально является Утемуратов. При этом деньги на покупку заняли за границей, вгоняя государство в долги перед иностранными кредиторами. Скорее всего этим кредитором является китайское правительство.
Вышеперечисленные лица (за исключением компании «Гленкор») не имели финансовых возможностей для выкупа у государства столь крупных стратегических промышленных и финансовых объектов. Все их деловые качества и возможности сводились и сводятся исключительно к личным отношениям с президентом Назарбаевым.
В случае компании «Гленкор» отмечу, что ее основатель Марк Рич, который управлял этой компанией до 1993 года, являлся фигурантом множества уголовных дел в США, в том числе за коррупционные сделки с диктаторами африканских стран.
Условия приватизации этих уникальных по своей важности для страны объектов держатся в строгой секретности от общественности Казахстана. Только некоторая просочившаяся информация позволяет представить объемы воровства.
Упомянутые выше факты говорят сами за себя — нынешнее высшее руководство страны в лице Назарбаева и его доверенного окружения распоряжаются общенациональной собственностью как своей.
При всем этом они всецело отдают себе отчет в незаконности своих действий. Я процитирую Вам информацию из проспекта компании «Евразийская корпорация природных ресурсов», размещенную в связи с выходом на листинг Лондонской фондовой биржи в декабре 2007.
Компания под давлением западных юристов и аудиторов предупреждает потенциальных западных покупателей о том, что «Евразийцы» имеют тесную связь с режимом Казахстана и их мошеннически приобретенные активы могут быть национализированы после ухода Назарбаева.
«Группа подвержена повышенному риску и неопределенности в случае изменений в руководстве или изменений политического климата в Казахстане.
С момента приобретения активов группы через приватизацию в середине девяностых годов Группа и ее Основатели [Шодиев, Ибрагимов и Машкевич] имели, имеют и будут иметь тесные связи с Руководством Казахстана (включая Президента). Группа может стать объектом повышенного риска и неопределенности в случае изменений в руководстве страны или изменения политического климата. Например, новое руководство, с которым у Группы может не сложиться таких же близких отношений, скорее всего будет добиваться ренационализации активов Группы, прекратит действие контрактов на недропользование и предпримет действия по возобновлению или оспариванию налоговых, юридических или иных договоренностей, влияющих на деятельность Группы, которые могут иметь существенный эффект на деятельность Группы, ее финансовое состояние, результаты деятельности и поставленных задач».
Раскрытие рисков о возможной национализации активов «Казахмыса» при смене руководства страны было сделано также владельцами и руководством компании «Казахмыс» на странице 14 своего информационного проспекта, изданного при выпуске акций на ту же Лондонскую биржу в декабре 2005 года.
Они понимают, что получили эти предприятия в собственность в результате коррупционной сделки и что однажды народ Казахстана призовет их к ответу.
Внутренний круг Назарбаева нанес огромный вред нашей стране, незаконно заполучив миллиарды долларов чистых капиталов, члены режима захватывают ради своей выгоды природные ресурсы (нефть, газ и полезные ископаемые) Казахстана, которые по праву являются национальным достоянием, стратегическими активами нашей страны. В 90‑е годы Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», «Казцинк», «ENRC» и «Народный Банк» были украдены у народа Казахстана. Эти компании должны быть возвращены стране.
Спасибо за внимание!
Оригинал статьи: