Главный антимонопольщик страны на днях специально посетил Павлодар, чтобы заслушать отчеты монополистов о выполнении инвестиционных программ. Данная процедура правительством сделана обязательной для успокоения потребителей, которых с прошлого года сделали инвесторами частных компаний в принудительном порядке, обложив их так называемыми инвестиционными тарифами. Формально публичная отчетность ничего потребителям не дает, но создает иллюзию сопричастности управления коммунальными
Чтобы настроиться на нужный лад в общении с монополистами председатель АРЕМ Нурлан Алдабергенов по прибытию в Павлодар посетил принадлежащую АО «Павлодарэнерго»
После недолгой, в двадцать минут, ознакомительной экскурсии чиновник приехал в партийный офис «Нур Отана», где в присутствии областного руководства и представителей тщательно отобранной общественности заслушал отчеты павлодарских монополий: «Павлодарэнерго», ПРЭК, ПТС, «Энергоцентр» «Алюминий Казахстана» и «
Само собой, журналистов интересовала не столько производственная статистика — что, где и по какой цене обновили монополисты, сколько речь главного антимонопольщика страны об основных направлениях тарифной политики. Увы, ничего нового
Быстро покончив с финансовыми параметрами модернизаторской программы, председатель АРЕМ свернул на обязательную нынче тему энергосбережения. Так, по его словам, введение дифференцированного тарифа на электроэнергию по объемам потребления и по зонам суток дало экономию порядка 2,3% от всего энергопотребления в стране (248 млн кВт/ч).
- Мы ввели для тех, кто хочет экономить, ночные тарифы. Хотите пользоваться тарифом в 30% от его стоимости, ваше право, — агитировал немую аудиторию гость из столицы и тут же пообещал расширить сферу применения дифференцированных тарифов, в частности, переведя на них и водопотребление.
Чтобы сделать свои рассуждения о пользе бережливости более доходчивыми, председатель АРЕМ привел бытовые примеры, сопроводив их несложными математическими расчетами. Взяв семью из четырех человек и ужав ее потребление до предложенных в прошлом году лимитов (90 кВт/ч на одного человека), Нурлан Шадибекович получил экономию от усредненного тарифа в сумме 112 тенге.
Решив на этом не останавливаться, он далее предположил, что эта же семья вместе со своими соседями изыскала средства для приобретения общедомового прибора учета тепловой энергии, который дал еще «600—800 тенге экономии». Приплюсовав сюда выгоды расчетов по показаниям приборов учета за водоснабжение, столичный чиновник получил порядка тысячи тенге ежемесячной экономии со всех коммунальных услуг поставляемых монополистами.
По ходу своего выступления Нурлан Алдабергенов снова и снова напоминал равнодушной аудитории, что он не сторонник повышения тарифа. Правда, получалось это
Что же касается воды, то она у нас, по версии столичного поборника бережливости, вообще слишком дешевая. В конце концов, чиновник не удержался и принялся сопоставлять отечественные тарифы на электроэнергию с российскими. «Вот, пожалуйста, в Павлодаре потребительский тариф 8,48 тенге за кВт/ч, а в Омске 11,37 тенге, в Новосибирске 10,26 тенге, в Москве 17 тенге, — как бы сетовал на несправедливость правительственный чиновник. — Тарифы для юридических лиц еще сильнее разнятся, в 2—3 раза».
Затем председатель АРЕМ пустился в еще более удобные сравнения, поставив Казахстан в один ряд с США и странами Евросоюза. Здесь разница между тарифами достигала 5—6 величин. В таком контексте итог выступления Нурлана Алдабергенова выглядел совсем уж невесело. Чиновник пообещал, что в результате повсеместного перехода на инвесттарифы казахстанцы получат более надежную энергетику и системы водоснабжения, существенное снижение нормативных и полную ликвидацию сверхнормативных потерь и даже открытость субъектов естественных монополий.
Но вместе с этим они получат постоянный рост тарифов на тепло, свет и воду в среднем на 10—12% в течение ближайших десяти лет. А также новые лимиты потребления и более изощренную, многоуровневую дифференциацию.
Если убрать пафосную шелуху, то получается, что все «плюсы» достаются субъектам естественных монополий — они будут работать лучше, с меньшими затратами и потерями и следовательно с большей выгодой. Гражданам же остается все более тугая лямка финансовой нагрузки, предельно зарегулированное потребление и пресловутая открытость монополий с их публичными отчетами, от которых, честно говоря,
Read More:
Потребляйте меньше, но платите больше