Тони Блэр, Альфред Гузенбауэр, Герхард Шредер: целый ряд известных социалистов и социал-демократов нанимается на службу к казахскому автократу Нурсултану Назарбаеву, рискуя при этом сыграть в двойную игру — не только в политическом и юридическом, но также и в нравственном отношении.
Шесть высокоавторитетных государственных деятелей, имеющих международную известность и множество политических заслуг, убеленных почтенной сединой объединились в совместном проекте. Должно быть, это большое дело, если Тони Блэр, Герхард Шредер, Романо Проди, Альфред Гузенбауэр и Александр Квасьневский — бывшие главы правительств Великобритании, Германии, Италии, Австрии и бывший польский президент- решили принять в нем участие. Ошеломительная новость о том, что с недавнего времени в группе также находится Отто Шили, бывший федеральный министр внутренних дел Германии, была объявлена в начале прошлой неделе в Вене.
В общей сложности здесь задействовано полдюжины почтенных левых партий: Лейбористская партия, СДПГ, Демократическая партия Италии, Социал-демократическая партия Австрии и Союз демократических левых сил Польши.
«Воспрянет род людской», поется в «Интернационале», и когда слышишь имена участвующих лиц, невольно представляется дело не меньшего масштаба. Мир во всем мире или хотя бы на Ближнем Востоке, глобальная справедливость распределения, в крайнем случае, укрощение монстра финансового рынка или уничтожение коварных болезней.
Однако все эти великие, благородные и добрые помыслы здесь ни при чем: Блэр, Шредер, Проди, Гузенбауэр, Квасьневский и Шили словом и делом помогают президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который уже более 20 лет господствует над своей страной, обладая все эти годы более или менее неограниченной властью.
Чтобы предвосхитить тонкие возражения в отношении определенных различий, касающихся масштаба и формального уполномочивания деятельности этих шести господ: да, они есть, и об этом еще будет сказано позже.
Любимая автократия европейских левых демократов
В первую очередь, на этом месте следует сказать о том, что Казахстан стал чем-то вроде любимой автократии европейских левых демократов. И что внушительное количество политических пенсионеров из их рядов, по-видимому, не видят проблемы в том, чтобы за немалые деньги работать на центральноазиатского автократа со свреобразным поведением. Тем самым они пускаются в двойную, если не тройную игру как в политическом и юридическом, так и в нравственном отношении.
Итак, Нурсултан Назарбаев — первый президент Казахстана после распада Советского Союза, имеющий в том числе и значительные заслуги перед отечеством. Благодаря ему переход к независимости в 1991 году произошел мирным и последовательным путем. Ему удалось противостоять искушению прибрать к рукам внушительный арсенал атомного оружия, унаследованного его правительством от СССР. В числе его успехов можно отметить и то, что с тех пор страна является важным фактором стабильности в чрезвычайно хрупком регионе и во многих отношениях находится в гораздо лучшем положении чем соседние государства.
В то же время Казахстан считается примером деспотично управляемой, преисполненной кумовства и коррупции сырьевой клептократией. В ее центре находится семья Назарбаевых, вокруг нее группируются конкурирующие кланы, в значительной мере контролирующие экономическую жизнь страны. Особой щепетильности при этом не наблюдается: здесь случаются не только вымогательства, но и похищения и убийства.
Неудивительно, что это не та почва, на которой может процветать демократия, свобода слова и соблюдение прав человека. В Казахстане еще никогда не было выборов, которые по демократическим стандартам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, функции председателя которой были возложены на страну в 2010 году, могли бы считаться свободными и справедливыми.
До прошлого года в парламенте была представлена всего одна партия — «Нур Отан» («Свет Отечества») во главе с Нурсултаном Назарбаевым. Но во время выборов в январе 2012 года в него вошли еще две фракции, получившие 7 % голосов, «Ак Жол» (Светлый Путь») и Коммунистическая партия. Правда первая была основана по приказу президента и вербует в свои ряды в основном бывших членов партии «Нур Отан»; во второй, которая считается сравнительно непослушной партией, Назарбаев до начала 1990‑х годов сам занимал пост генерального секретаря.
Серьезные нарушения прав человека
Неправительственные организации, например, «Amnesty International» или «Human Rights», регулярно жалуются на серьезные нарушения прав человека. Власти жестко реагируют на проводящиеся митинги как, например, более года назад в городе Жанаозен на Каспийском море, когда во время протестов работников нефтяной промышленности было убито как минимум 14 человек. В связи с этим были арестованы сотни людей, все телефонные линии в Жанаозен были отрезаны, а такие веб-сайты, как Twitter, были заблокированы по всей стране.
С тех пор оппозиционеров с пристрастием обвиняют и арестовывают по статье «Подстрекательство к общественным беспорядкам». По оценке организации «Human Rights Watch» состав преступления «сформулирован так расплывчато и неясно, что это противоречит основополагающим нормам прав человека». Владимир Козлов, председатель незарегистрированной партии «Алга!», уже больше года сидит за решеткой по этой статье, его оппозиционное движение было запрещено как «экстремистское».
Наказания в виде лишения свободы правосудие часто назначает и на основании ограничительных законов о порядке проведения собраний: за участие в абсолютно мирной демонстрации в январе прошлого года три критикующих правительство политика — принадлежащих, между прочим, к социал-демократической партии — были вынуждены провести две недели в тюрьме.
В начале февраля была закрыта критикующая правительство ежедневная газета «Республика» и заблокирована ее веб-страница. По сведениям компетентной информационной платформы «EurasiaNet.org» подобная судьба грозит еще сорока противоречащим курсу правительства публикациям. При подозрении на клевету законы о средствах массовой информации позволяют предъявлять разорительные требования по возмещении ущерба.
При этом Нурсултан Назарбаев сам может не боятся возможного уголовного преследования, ведь в 2010 году, прямо в середине периода правления казахской Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, он в законном порядке был объявлен «Лидером нации». С этим связан целый ряд привилегий — нечто вроде пожизненного иммунитета от уголовного преследования и неприкосновенность имущества всей его семьи.
Здесь также стоит упомянуть тот факт, что день города новой столицы Астаны, которая на ровном месте была построена Назарбаевым в 1997 году, должно быть, не случайно совпадает с днем его рождения. Что вновь созданный престижный университет, естественно, был назван его именем. И что его еще при жизни увековечивают в памятниках.
«Я всегда стараюсь быть выше тщеславия и придерживаюсь этой позиции», — заявил однажды Назарбаев. И слава Богу. Кто знает, чем бы иначе это еще могло кончиться.
Итак, это и есть заказчик Блэра, Шредера, Проди, Квасьневского, Гузенбауэра, а в конце концов и Шили. Причем последний, кажется, придает большое значение тому, чтобы его имя не упоминлось в штатном расписании Назарбаева.
Австрия в качестве трамплина
В прошлый понедельник Шили по приглашению адвокатской конторы Lansky, Ganzger + Partner (LGP) посетил Вену. Венская адвокатская контора представляет интересы вдов двух казахских банкиров, похищенных и убитых в 2007 году предположительно по приказу бывшего зятя Назарбаева Рахата Шораза — дело с большим количеством вопросительных знаков, судебное разбирательство по которому действительно уже давно назрело.
Адвокат Габриэль Лански хочет добиться того, чтобы процесс проходил в Австрии. Ведь Шораз использовал Австрию в качестве трамплина, чтобы скрыться от казахского правосудия на территории ЕС и спасти свое внушительное состояние (см. Инфобокс в конце). Шили, со своей стороны, должен обеспечить, чтобы в Германии было проведено расследование по делу против Шораза, связанному с отмыванием денег. «Если членское государство (ЕС, прим.) ничего не предпринимает при обвинениях в отмывании денег, тогда страдает и вся достоверность», — говорит экс-министр внутренних дел.
Это, конечно, в высшей степени справедливое дело. За ним стоит организация под названием «Тагдыр» (судьба), основанная родственниками покойных банкиров. Она, в свою очередь, пользуется поддержкой казахского правительства и прилагает все усилия для того, чтобы поймать мятежного зятя президента, сбежавшего с сотнями миллионов долларов и, возможно, с руками, испачканными кровью. Вопрос лишь в том, не остается ли в этом деле, в котором никто не без греха, опасность сыграть на руку не тому, кому нужно.
«Деятельность Шили не имеет абсолютно ничего общего с идеологией. Представитель баварского Христианско-социального союза Петер Гаувайлер тоже входит в команду в Германии — а его вряд ли можно заподозрить в социалистических взглядах», — говорит Лански: «Наиболее охотно я работаю с профессионалами, и здесь обладатели противоположных воззрений часто действуют особенно вдохновляюще.»
Венский адвокат не только тесно связан с сетью местной социал-демократии, но с давних пор — и с разными странами бывшего Советского Союза. С прошлого лета Лански к тому же занимает должность исполнительного президента Австрийско-Казахского общества. И он является многолетним соратником и доверенным лицом Альфреда Гузенбауэра, который в 2011 году был назначен консультантом Нурсултана Назарбаева.
В этой деятельности бывший федеральный канцлер Австрии имеет дело с Йозефом «Джо» Калиной, сопровождавшем его на политическом пути, в том числе и в качестве директора по коммуникации и председателя Социал-демократической партии Австрии — Калина между тем перешел работать в сферу пиара и относит Республику Казахстан к числу своих клиентов. “На самом деле, не только социал-демократы проявляют активность по отношению к Казахстану”, — сказал Калина порталу «Profil». Конечно, до сих пор среди прочих были названы представители Христианско-демократического союза, депутаты Европарламента Элмар Брок и Клаус-Хайнер Лене. Но по сравнению с Блером и другими это скорее рядовые члены парламента.
Из политиков высокого ранга других мастей внимание, собственно говоря, привлекает только легендарный министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер, составивший предисловие к изданной в 2008 году книге Назарбаева «Путь Казахстана», которая согласно описанию повествует «о тяжелейших и о прекраснейших моментах новейшей истории Казахстана». Впрочем, в книге также содержится текст Франца Враницки, федерального канцлера и лидера Социал-демократической партии Австрии с 1986 по 1997 год. В нем он восхваляет «осмотрительное политическое руководство» автократа из Астаны.
«Конечно, это автократическая система, которой еще далеко до нашего уровня», — оправдывался за это экс-канцлер в 2010 году в газете «Kleine Zeitung». Но открытое «осуждение» Назарбаева, по его мнению, нецелесообразно, если мы хотим «приблизить его к ценностям демократичной политики посредством напряженного диалога».
Гузенбауэр тоже не считает свою деятельность в отношении Казахстана позорящей его. По его мнению, его советы воспринимаются Назарбаевым абсолютно серьезно, заявил он в 2011 году в интервью порталу «Profil». Сколько он за нее получает, экс-канцлер сообщить отказался. Он лишь сказал: «не так мало».
Рапорт в Астане
Тони Блэр, с ноября 2011 году консультант казахского президента, получает восемь миллионов фунтов стерлингов, в пересчете 9,2 млн. евро, в год для себя и «группы экспертов», которая в свою очередь помагает ему при консультировании президента. Для этого он время от времени появляется в Астане с рапортом. В феврале 2012 года, спустя несколько недель после демонстраций с 14 погибшими в нефтяном городе Жанаозен, он сдал Назарбаеву отчет о своей деятельности и просмотрел с ним запланированную речь о положении нации. О кровавой бойне на Каспийском море в ней не было сказано ни слова.
Герхард Шредер между тем пишет Назарбаеву любезные письма, в которых он поздравляет его с тем, что Астана была выбрана местом проведения ЕХР0–2017, называя это «еще одним шагом в направлении модернизации страны». Более подробной информации о его деятельности в сообщениях казахского государственного информационного агентства не имеется. В отношении Проди и Квасьневского пресс-служба вообще отмалчивается.
Однако создается впечатление, что консультантам не удалось продвинуть свои идеи у Назарбаева. А требование казахов дать их молодому государству еще немного времени для развития демократии, в таком свете не имеет никакого эффекта. Ведь оно идет отнюдь не в направлении демократии, а совсем в противоположную сторону.
Напрашивается вопрос, не используются ли Блэр, Гузенбауэр и другие, в конечном счете, лишь для приукрашивания авторитарной системы — и одновременно как бальзам на душу Назарбаева. Президент — об этом свидетельствует то, как его изображают в средствах массовой информации Казахстана, а за вознаграждение и в некоторых международных средствах массовой информации — с удовольствием считает себя государственным правителем, на равных общающимся с сильными мира сего и даже получающим от них мудрые советы.
И он вполне может чувствовать себя правым в этом представлении о самом себе, если такие деятели, как Гузенбауэр, с энтузиазмом превозносит его, говоря о «личном уважении многих глав государств к президенту Нурсултану Назарбаеву»: это произошло во время визита австрийца в Астану в 2010 году.
Между тем, скромность президента в этом смысле не знает границ. Его деятельность восхваляется в пьесе («Глубокие корни»), фильм («Небо моего детства») описывает его юность, уже планируется съемка следующих двух частей, в результате чего появится трилогия о жизни Назарбаева. В недавно введенный «День первого президента», который проводится в декабре, все школьники Казахстана должны написать сочинение о «Лидере нации». Памятников, увековечивающих Назарбаева еще при жизни, становится все больше. Во время президентских выборов 2011 года глава государства смог продемонстрировать значительный прогресс: с 91 процента в 2005 году до 95,5 процентов.
В коррупционном рейтинге организации «Transparency International» Казахстан, между тем, скатился с 122 на 133 место, в индексе демократии исследовательской группы «Economist Intelligence Unit» — с 132 на 137 место. А в новом годовом отчете организации «Human Rights Watch», опубликованном в конце января, указывается: «Положение в стране в области прав человека серьезно ухудшилось в 2012 году».
Всего несколько дней назад был арестован и приговорен к лишению свободы еще один человек, критикующий правительство. Преступление Берика Жагипарова состояло в том, что он организовал демонстрацию против враждебных по отношению к профсоюзам мер, принимаемых горнодобывающим концерном «Казахмыс», в котором Республике Казахстан принадлежит 26 % акций.
Приговор суда — семидневный арест не только издателя газеты, но и человека, открыто исповедующего социалистические взгляды, а значит и товарища по партии зарубежных консультантов Назарбаева.
Инфобокс
Дело с большим количеством вопросительных знаков
Подозрение против бывшего зятя Нурсултана Назарбаева в совершении убийства и ответственность австрийского правосудия.
Уже почти более шести лет делом Рахата Алиева, бывшего заместителя начальника секретной службы и зятя Нурсултана Назарбаева, занимаются австрийские суды и целое полчище адвокатов и пиар-консультантов. Алиев, который давно развелся, вновь женился и теперь носит фамилию Шораз, в Казахстане подозревается в том, что в 2007 году он приказал похитить и убить двух банковских менеджеров, чтобы прибрать к рукам долю в седьмом по величине банковском учреждении Казахстана (портал «Profil» в подробностях сообщал об этом).
Сам Алиев считает себя жертвой политической интриги и через Австрию, где он работал в качестве посла, скрылся от казахского правосудия с несколькими сотнями миллионов долларов. Отсюда также следует подозрение в отмывании денег, расследованием которого теперь должны заняться власти.
С тех пор австрийское правосудие стоит перед дилеммой: Казахстан требует экстрадиции Алиева или предъявления обвинения в Австрии на основе доказательств, полученных в результате расследования казахских властей.
Риторический вопрос № 1: Может ли такой человек как Шораз быть причастным к убийству и похищению?
Риторический вопрос № 2: Можно ли предположить, что расследование против Шораза велось абсолютно непредвзято?
В следственных документах, предоставленных в распоряжение портала «Profil» казахской стороной, Шоразу предъявляются тяжкие обвинения — с одной стороны, посредством свидетельских показаний, с другой стороны, посредством вещественных доказательств. Проблема заключается в том, что в качестве свидетелей, прежде всего, были привлечены лица, находящиеся в сфере влияния правительства. А большое количество вещественных доказательств согласно документам уже уничтожено физически.
Таким образом, австрийскому правосудию придется нелегко в расследовании дела по обвинению Шораза. Тем не менее, оно уже не сможет долго обходить это дело стороной.
«Казахстан: избранное общество Назарбаева»
Источник: Журнал Profil, Австрия
http://www.profil.at/articles/