Время от времени в Казахстане в интернет-изданиях и на страницах печатной прессы вспыхивает дискуссия та тему – стоит ли узаконить токал? Другими словами, учитывая, что в республике большинство население придерживается ислама, то, может, есть смысл разрешить институт многоженства, который вроде как не идет вразрез с учением Пророка Мухаммеда?
Автор: Сергей РАСОВ
Противники такого подхода резонно замечают, что в Казахстане церковь отделена от государства, а следовательно, нормы шариата являются неприемлемыми. Причем частенько в эту дискуссию даже вступают законодатели, видимо, других более насущных проблем для государства не существует. На мой взгляд, это личное дело каждого мужчины и женщины, кому с кем жить и какой статус при этом иметь. Другой вопрос, что от таких неузаконенных союзов рождаются дети, и далеко не все папы спешат записать и оформить их в законные наследники.
Этим своим вступлением я плавно подвожу к теме о “цветах жизни”, а точнее — к той информации, которая появилась в конце недели на новостных лентах информагентств и, не скрою, повергла меня в шок. В частности, председатель правления Союза кризисных центров Казахстана Зульфия Байсакова озвучила печальную информацию о том, что “в стране более ста тысяч детей не получают алиментов, долг по ним составляет несколько миллиардов тенге”.
Оказывается, если исходить из установленных Кодексом о браке (супружестве) и семье положений, то рассчитывается размер алиментов на одного ребенка от “минималки” и в 2012 году составил 4359 тенге 75 тиынов, или 30 долларов США.
Можно ли на один доллар в день хотя бы накормить ребенка? Однозначно — нет, вне зависимости от возраста. Однако и такие крохи нерадивые папаши не спешат выплачивать, а судебные исполнители не спешат их привлекать к ответственности за это.
Конечно, в этом вопросе не все так однозначно. Мужчина может оказаться в трудном положении: искать работу, или лечиться, или находиться на иждивении родственников. Но всему должен быть предел, который нужно установить законодательно. Например, полгода невыплаты алиментов не будет являться наказуемым деянием, а потом неотвратимые санкции должны жестко карать неплательщика. Еще — запрет на выезд за пределы страны, лишение родительских прав, которое не снимает обязанности заботиться о своем ребенке, в конце концов — заключение под стражу годика на два. С десяток посадок в места не столь отдаленные плюс широкое освещение этого в СМИ — и многие мужчины задумаются: а стоит ли бегать от собственных детей?
Также думаю, что абсолютно справедливым является предложение Союза кризисных центров создать государственный алиментный фонд, который будет выплачивать деньги женщинам, пока правоохранители ищут бывшего супруга.
Во-первых, эти деньги, даже если их и не удастся взыскать с неплательщика и вернуть в фонд, пойдут на самое благое дело — на подрастающее поколение, на создание нормальных условий для жизни будущему нации. Ребенок элементарно сможет питаться, одеваться, учиться, ходить в спортивные секции и кружки, то есть получит то, что он по праву должен получить от не самого бедного на этой планете государства.
Во-вторых, этот размер выплат (алиментов) на ребенка, конечно, не должен составлять убогие 30 долларов, а хотя бы сумму прожиточного минимума — 18660 тенге, или $123 доллара.
Понимаю, что и это не деньги для ребенка, на котором в силу возраста “все горит” и которому одежду приходится обновлять хотя бы раз в год. Но, вероятно, пока это максимум того, чего можно добиться от государства для его маленьких граждан, которые и так обделены тем, что воспитываются в неполных семьях.
Если депутаты мажилиса пробьют такой закон о создании государственного алиментного фонда, ужесточат жизнь отцам, которые “забыли” собственных детей, я сниму перед ними шляпу и скажу, что нынешний состав нижней палаты парламента наконец-то занялся делом и принес реальную пользу. За что им честь и хвала!
Однако при создании такого государственного фонда, пусть и имеющего самую благую цель, неизбежно встанет вопрос о “цене вопроса”. Бюджет страны нужно будет существенно перекроить, а это возможно только в случае положительного решения президента.
Пойдет ли на это Нурсултан Назарбаев? К слову, за последние годы я не помню, чтобы он высказался за облегчение положения женщин, которые в одиночку воспитывают детей, но зато регулярно напоминает, что “государство — это не дойная корова”.