Заявлением о пересмотре арендных соглашений между Казахстаном и Россией по Байконуру глава Казкосмоса озадачил экспертов в обеих странах. Будет ли космический комплекс передан Казахстану?
10 декабря информационные агентства в России и в Казахстане известили о выступлении главы Национального космического агентства Казахстана Талгата Мусабаева в парламенте. В сообщениях было особо выделено заявление чиновника о пересмотре Казахстаном и Россией имеющегося между странами соглашения 1994 года об аренде Байконура (продлено в 2004 году до 2050 года). Это известие вызвало лавину материалов в СМИ обоих государств, причем комментаторы в российских изданиях дают понять, что руководитель Казкосмоса высказал исключительно свое личное мнение по этому вопросу, и если речь идет о каких-либо изменениях, то лишь относительно города Байконур, а не всего комплекса, включающего космодром.
От аренды к совместному пользованию… или к прощанию
Наталья Харитонова
Как поясняет в интервью DW координатор объединенной евразийской экспертной сети Jeen Наталья Харитонова, постепенная передача Байконура Казахстану — совместный замысел, но Астана устами Мусабаева озвучила это первой, и очевидно шире и громче, чем рассчитывали в Москве. Судя по заявлениям казахстанской стороны, планируется переход от аренды Россией Байконура к режиму совместного использования. “Российские эксперты в погонах делают упор на том, что речь идет только о городе Байконур, но казахстанские СМИ предъявляют заявление главы Казкосмоса, который прямо сказал, что на первом этапе из под аренды должен быть выведен пусковой комплекс ракеты “Зенит”. А это отнюдь не город Байконур”, — отмечает эксперт.
Но, говорит Наталья Харитонова, пока контуры нового соглашения совершенно туманны. Так, не указывается, вступит ли в оно силу после истечения сроков нынешнего, или ранее. “Сравнивая заявления различных комментаторов, можно составить представление, что наиболее близкие позиции у сторон могут быть по передаче под казахстанскую юрисдикцию города Байконур, сейчас являющегося российской территорией, где одну треть жителей составляют российские граждане. Это в последние годы не раз приводило к бюрократической путанице и вызывало головную боль в Астане”, — поясняет эксперт.
Байконур в тени Восточного
Однако передача города Байконур под казахстанскую юрисдикцию будет означать отъезд оттуда российских специалистов, а своих кадров для развития космической отрасли у Казахстана совершенно не достаточно, указывает Наталья Харитонова. Но глава Казкосмоса в своем выступлении перед мажилисом говорил и о намерении получить в собственность Казахстана пусковой комплекс ракеты “Зенит”, и о поэтапном сокращении пусков тяжелой ракеты “Протон”. По словам Натальи Харитоновой, этот вопрос поднят не на пустом месте — стороны не выполнили ту часть соглашения, которая касается совместного строительства нового комплекса “Байтерек”, в основном ориентированного на новейшую российскую тяжелую ракету “Ангара”.
“Его актуальность для России снизилась с началом строительства космодрома Восточный в Амурской области, который в силу своих характеристик, включая географические, сможет решать задачи, сходные с теми, что сейчас решает Байконур, в том числе по пускам “Ангары”, более современной, нежели “Протон”. По оценкам российских специалистов, к 2030 году 90 процентов космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, — указывает Наталья Харитонова. По ее словам, именно поэтому Казахстан вознамерился взять в свою собственность то крыло “Байтерека”, которое сможет обеспечить пуски ракеты среднего класса “Зенит”, чтобы получать свою долю прибыли хотя бы от этих пусков, осуществляя их уже совместно с Россией.
Новые партнеры для Казахстана — утопия
Казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров сообщил DW, что речь давно шла о переходе Байконура под юрисдикцию Казахстана, но это нигде не афишировалось, а процесс затягивался. “Я не представляю, что Казахстан будет делать с Байконуром, если оттуда уйдет Россия. Об этом надо было думать двадцать лет тому назад, когда европейское космическое агентство хотело создать здесь большой космический конгломерат”, — говорит казахстанский специалист.
Александр Рар
По словам директора по науке Германо-российского форума Александра Рара (Alexander Rahr), Казахстану могут понадобиться десятилетия, чтобы научиться самому запускать ракеты. “И по соображениям престижа, и в силу логистики России нужно иметь собственный современный космодром, и не вкладывать новые миллиарды в Байконур. Но мне кажется, что Байконур сможет получить статус не первостепенного для России, но престижного общеевразийского космического проекта”, — указал немецкий эксперт в интервью DW. А для Казахстана, по его словам, сегодня искать новых партнеров в лице США или Евросоюза — это утопия. Так, США сейчас намерены модернизировать собственные мощности, ведь через десять лет начнутся полеты на Луну, а дальше на Марс.
Россия ждет “Ангару”
Тохтар Аубакиров считает, что Россия будет оттягивать решение вопроса с Байконуром до тех пор, пока не создаст пусковой комплекс под тяжелую “Ангару”. А Наталья Харитонова полагает, что Россия из геостратегических соображений не уйдет с Байконура, но при этом постарается минимизировать свои риски. По ее мнению, кардинальных решений Москвой по Байконуру озвучено не будет до выхода Восточного на необходимую мощность.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Continue Reading:
Россия и Байконур: конец звездному сотрудничеству?