Экс-руководитель партии «Ак жол» Алихан Байменов, который изящно обменял кресло партийного лидера на должность главы Агентства по госслужбе РК перед прошлыми выборами в мажилис парламента Казахстана, выступил с довольно оригинальной инициативой – учредить в стране институт государственных комиссаров.
Автор: Сергей РАСОВ
«В настоящее время изучается международный опыт по введению в государственных органах так называемых комиссаров по этике из числа действующих государственных служащих, которые проходят обязательное обучение с выдачей сертификатов согласно международному опыту. Обучение будет проводиться по Кодексу чести и по законодательству о коррупции», — заявил господин Байменов в нижней палате парламента, представляя законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы».
Ранее об этой же инициативе Алихан Байменов говорил в середине октября, во время своей поездки в Акмолинскую область. Смысл нововведения, по замыслу чиновника, в том, что если граждане Казахстана хотят поступить на госслужбу, то должны сначала сдать тестирование, а получив сертификат, встать в кадровый резерв.
Пока все выглядит как-то слишком затейливо, но я сейчас о другом — о возрождении комиссаров, о которых мы наслышаны благодаря фильмам о славном прошлом Красной армии. К слову, во времена свой студенческой юности я тоже был комиссаром ССО «Эйдос» философского факультета ЛГУ, но, к своему стыду, никогда не слышал о международном опыте комиссаров по этике на государевой службе. Хотя это вовсе не говорит о том, что слово «комиссар» совсем уже исчезло из лексикона.
Так, есть управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, чем оно занимается, понятно из названия, а также Верховный комиссар по правам человека Генассамблеи ООН. Существует Европейская комиссия — наднациональный орган ЕС. В состав комиссии входят 27 комиссаров, по сути — министров ЕС. Однако они не принимают решений, обязательных для всего Евросоюза, а наблюдают за соблюдением странами единых европейских стандартов и рекомендуют те или иные решения той или иной стране.
Другими словами, это скорее дипломатическая работа по улаживанию спорных межгосударственных вопросов в рамках Еврокомиссии, но комиссара по этике в комиссии нет.
Есть еще комиссар Совета Европы по правам человека, которого избирает члены ПАСЕ. Существует Верховный комиссар по делам национальных меньшинств в рамках ОБСЕ, и он занимается вопросами предотвращения межэтнических конфликтов. В конце концов, есть аварийные комиссары в страховых компаниях, комиссары полиции в некоторых странах или комиссары прокремлевского движения «Наши».
Возникает вопрос, на какой международный опыт ссылается господин Байменов? Потому как все перечисленные господа-товарищи комиссарами по соблюдению моральных норм и этики госслужащими не являются.
Поразмыслив над этим вопросом, я пришел к выводу, что блестящую идею о введении комиссаров по этике Алихан Байменов позаимствовал у Тимура Кулибаева и, так сказать, творчески ее переработал.
Напомню, что незадолго до кровавых событий в Жанаозене тогда еще председатель ФНБ «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев на заседании дискуссионного клуба Expert заявил, что «раньше у нас были комсорги, сейчас у нас этого ничего нет. Мы сейчас заново ввели по социальной работе, и сейчас каждый руководитель у нас будет знать, у кого когда день рождения, у кого сын родился, чтобы наладить нормальное социальное самочувствие в коллективе».
Получается, что господин Кулибаев комиссаров-комсоргов не успел ввести, а господин Байменов решил, что идея хорошая и отчего бы ею не воспользоваться?
К тому же сколько нужных людей-соглядатаев можно будет пристроить на государственную службу, все обязанности которых будут заключаться в наблюдении за отцами-командирами и соблюдении ими неких этических принципов и стандартов…
View the original here:
Комиссаров снова зовут на службу