Почти полтора часа участники одного из заседаний Евразиского медиафорума – 2012 пытались убедить самих себя и окружающих, что разоблачения Джулиана Ассанжа в наш цифровой век — это норма, а в феномене «Wikileaks» нет ничего особенного. Особенно старались представители постсоветских стран, где демократия и транспарентность отношений с властью хромает на все четыре ноги.
Автор: Лидия ШМИДТ
Впрочем, сам Ассанж был единодушно признан собравшимися личностью весьма неординарной. Как отметил корреспондент агентства «Russia Today» Николай Богачихин, именно потому россияне и позвали его к себе на работу.
- Мы просто подумали, что это было бы достаточно интересно, — заметил он. — Если бы такая яркая и неоднозначная фигура, как Джулиан Ассанж на нашем шоу интервьюировал таких же неоднозначные людей, которым обычно не хватает эфирного времени, на мейн-стрим каналах.
Власть компроматом не испортишь!
Как отметил писатель из Великобритании Гедеон Рахман, на Западе Ассанж со своими материалами отметился во многих СМИ, даже в самых именитых.
- «Нью-Йорк таймс», выпустило целый выпуск, посвященный Ассанжу. То же самое касается «Гардиан» и т.д. — Нет такого ощущения, что Ассанжу сложно выйти на какую-то аудиторию через СМИ.
Но если представитель Пакистана «Daily Dawn» Зафар Аббас заявил, что Ассанж «установил новые стандарты в журналистике, в сообществе Индии и Пакистана», то казахстанская сторона отреагировала на данное явление намного более флегматично.
— Никак это никак не повлияло на формат казахстанской журналистики, к слову сказать, — сообщил редактор информационного сайта «Kazworld.info»Николай Кузьмин.
По его словам «Wikileaks» это только частный случай организованной утечки информации. Причем тут, по мнению Кузьмина, стоит вести речь даже не нарушении закона, а попрании общепринятых норм, направленных на защиту конфиденциальной информации.
- Это не обязательно этические нормы, с этим можно поспорить, — уточнил Кузьмин. — Просто нарушена неприкосновенность информационного пространства, личного и государственного. И, например, не такие уж страшные тайны выдали эти вот файлы «викиликсовские». Произошло снятие табу с некоторых норм и все.
И Ассанж, по мнению Кузьмина, не одинок. В качестве примера он привел недавно прогремевшую в Европе скандальную, историю с дворецким из Ватикана, продававшем журналистам информацию о Папе Римском. А уж происходящее в Казахстане никакому Ассанжу и не снилось.
- В нашей стране несколько лет назад в Сети появились аудиофайлы, содержащие запись телефонных разговоров разных казахстанских высокопоставленных чиновников, — поделился Кузьмин. — Это все одно и то же. Выход за пределы некоторых общепринятых норм.
По мнению Кузьмина, с точки зрения международных отношений, информационный ущерб от публикации таких компроматов минимален. Зато наносится громадный ущерб доверию. Как между странами, так и граждан этих стран к собственной власти. Хотя и в этом нет ничего страшного.
- По поводу репутации соединенных штатов — ее трудно испортить, — заявил спикер. — Невозможно испортить ее больше, чем она испорчена в глазах очень многих стран. Что касается доверия российскому правительству — невозможно упасть ниже нуля, верно же? Поэтому нечего и бояться. То, чего нет, потерять трудно.
- Я сделаю за Вас вывод — Вы бы Ассанжу Нобелевскую премию мира не присудили, — сыронизировал по поводу его выступления модератор, ведущий Коммерческого телеканала Алексей Шахматов.
«Wikileaks» = антипопса
Обозреватель газеты «Московские новости» Аркадий Дубнов сослался на другого известного российского медиа-работника Владимира Познера и на примере Ассанжа объяснил разницу между западной журналистикой и отечественной. Так, по его словам, если в руки западного журналиста попадет информация о том, что его страна начинает войну, тот немедленно ее опубликует ради мира на земле. Отечественный же представитель СМИ промолчит из патриотических побуждений.
Работу Ассанжа Дубнов признал «весьма пользительной», хотя бы потому, что опубликованные документы показывают, весь цинизм, всю «мораль», причем не только американской, но и мировой политики.
- Я думаю, что если бы кто-нибудь опубликовал личные разговоры руководителей на нашем пространстве, мы бы испытали не меньший шок, — подчеркнул россиянин. — Давайте на это смотреть с точки зрения современной морали. Журналистской, политической, двуличной, трехстандартной. Какой угодно! Ассанж показал, извините, всю мерзостность современной политики. Всю ее неоднозначность (я бы сказал еще более резкими словами). Нет критериев моральных, которые бы сегодня сдерживали журналистов или политиков. С этой точки зрения Ассанж заслуживает высокой оценки. Пусть он сам по себе личность, конечно, исключительно нарциссическая по своему характеру, но мы же обсуждаем не его личность, а то, что он сделал.
Редактор британского Бюро журналистских расследований Йен Овертон признал информацию, опубликованную «Wikileaks», взрывной. Вот только взрыва почему-то не получилось.
- Иракские военные журналы это демонстрируют, — подчеркнул он. — Президент США Барак Обама передавал заключенных иракским властям, хотя он знал по своей разведывательной линии, что иракские власти пытают людей. Соответственно, Барак Обама нарушил Женевскую конвенцию и нарушил права человека. Тут черным по белому написано. Он президент США, конечно же, он не может совершить военное преступление. Хотя он это делает. Спецдокладчик ООН так и заявил.
При этом глава Бюро отметил, что работу сайта-разоблачителя в наши дни часто переоценивают, так же как и роль соцсетей «Твиттер» и «Фейсбук» в организации печально известной арабской весны. “Люди теряют интерес к тому, что раскрыл«Wikileaks». Почему? Потому что язык власти и «Wikileaks» очень сложен”, — считает он.
Но есть и факторы, которые обуславливают его популярность. Их назвал Богачихин.
- Современные мейнстрим-медиа, становятся настолько попсовыми, у них настолько голливудский стиль подачи материала… — посетовал он. — В мире за последние много-много лет сложилась такая целая архитектура, целый симбиоз медиа и государства. Медиа и государство это такой огромный-огромный осьминог, который сам себе не будет откусывать щупальца. Все больше и больше людей, с развитием Интернета, понимают, что все не так просто. И соответственно они начинают понимать, что где-то их накалывают. Потому и Ассанж, и «Wikileaks» имеют огромное количество сторонников. Феномен викиликса — это такой вот феномен интернет-эпохи. Эпохи разоблачения, срывания всяких масок. И показ мерзости современной политики происходит постоянно.
В финале участники дискуссии пришли к единому мнению — «Wikileaks» безвреден, Ассанж не сделал ничего экстраординарного, только транслировал добытую не им информацию, причем заслуга в ее распространении принадлежит даже не самому сайту, а мировым СМИ.
«Wikileaks» существует, а феномен, конечно же, нет, — тоном прокурора, гордо обличающего мошенника, резюмировал казахстанский телеведущий Алексей Шахматов.
Read this article:
Как на медифоруме разоблачали Wikileaks