Сегодня, когда очередное казахстанское правительство сформировано и приступило к работе, можно подвести итоги первого этапа перестановок в Акорде. Лично мы не можем отделаться от ощущения, что все кадровые решения последних недель, включая отставку Карима Масимова с поста премьер-министра и его назначение главой президентской администрации, носят вторичный характер по отношению к перемещению, а точнее – «сливу» Аслана Мусина в кресло главы Счетного комитета со штатной численностью аппарата менее ста человек.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Мы уже выдвигали свою версию, почему Назарбаев решил расстаться с таким полезным ему администратором. Можно верить в нее, можно не верить, но косвенным, хотя и, возможно, недостаточно ясным свидетельством того, что елбасы действительно может досрочно покинуть свое кресло главы государства, чтобы дожить в спокойствии месяцы, которые дарует ему Аллах, стало сообщение итальянской Libero.
Кто купил виллу Берлускони?
Согласно сообщению итальянской газеты, «кавалер» и бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони несколько дней назад продал свою скандально знаменитую виллу Certosa на Изумрудном побережье Сардинии. Причем продал не новоявленному нуворишу, а… главе государства, ранее входившего в состав СССР. Продал за кругленькую сумму в 470 миллионов евро, что соответствует приблизительно 600 миллионам долларов. Согласитесь, не каждый президент может себе такое позволить.
Мы долго перебирали «лидеров» постсоветского пространства и в итоге пришли к выводу, что речь может идти только о главах Азербайджана, Туркменистана и… Казахстана. У остальных, как говорится, или мошны не хватит, или нет необходимости, или им политически опасно делать такие дорогостоящие покупки, тем более на территории Европейского союза.
Поэтому, не утверждая, что виллу Certosa (с территорией более 80 гектаров, семью бассейнами, амфитеатром на 400 мест, парком с озером и искусственными вулканами) купил лично елбасы, мы допускаем, что она была приобретена для него. Тем более что Сильвио Берлускони всегда числился в личных друзьях нашего «лидера нации».
Более того, мы нашли определенную пикантность в том, что вышепроцитированному сообщению газеты Libero предшествовала информация о продаже Булатом Утемуратовым, стоящим за группой «Верный Капитал», порядка 19% акций казахстанской корпорации «Казцинк» небезызвестному сырьевому трейдеру «Гленкор».
Судя по параметрам этой сделки (цена покупки не превысит 1,395 миллиарда долларов и будет оплачена 176,2 миллиона вновь выпущенных акций «Гленкора», стоимость которых на Лондонской бирже в понедельник составила 354,15 пенса, и наличными), у Булата Джамитовича на руках окажется приблизительно такая же денежная сумма, которая нужна для покупки имения Certosa.
Мы не будем дальше развивать эту тему, тем более что нас уже обвиняли в радикализме и информационном терроризме, а попытаемся понять — кто же будет руководить страной и народом, если вдруг елбасы решит… нас всех огорчить.
Посмотрим, кто пришел
Окидывая беглым взором отечественные государственные институты и лица, их занимающие, трудно не прийти к выводу, что «орлов» или «беркутов», в которых хочется верить, среди них нет. Более того, если рассматривать их в совокупности, то никак не просматривается команда единомышленников.
Начнем со спикера сената Кайрата Мами. Возможно, он неплохой по меркам Акорды руководитель, но не столько верхней палаты парламента, сколько какого-нибудь силового ведомства. В кресле генерального прокурора РК он смотрелся, по нашему мнению, куда более адекватно, чем на позиции формально второго человека в государственной иерархии страны.
Нурлан Нигматулин как «вождь» мажилиса производит впечатление политика на взлете, особенно учитывая его бонапартистские замашки и веру в свое «я», но его подрезали в ходе последних перестановок, лишив потенциально ключевого кресла первого заместителя Назарбаева по НПД «Нур Отан».
Третьим в отечественной табели о рангах идет новый премьер-министр. Не можем сказать ничего плохого о Серике Ахметове, но вся его биография госслужащего второго эшелона, равно как и предыдущее равнодушие к нему прессы, свидетельствуют, что ему не хватает харизмы и уверенности в том, что именно ему судьба доверила срывать звезды с небес. Так что, похоже, новый глава правительства является скорее техническим руководителем, чем политиком национального масштаба.
Возможно, мы ошибаемся, но нам кажется, что Ахметову придется трудновато, особенно если учесть политические амбиции и позиции ряда акимов областей и то, что у него нет явных конкурентных преимуществ по сравнению с его же заместителями.
Что касается состава нового казахстанского кабинета, то, как уже известно читателю, изменения в нем были минимальными. Причем наблюдался интересный кругооборот — отставленные министры переводились в советники главы государства, а Крымбек Кушербаев, отсидевший после жанаозенской трагедии девять месяцев советником, переместился в кресло первого вице-премьера.
И это вполне разумно, поскольку Кайрата Келимбетова, Ербола Орынбаева и Асета Исекешева при всей весомости их властных полномочий трудно назвать государственными деятелями. После долгих попыток найти точное определение этим трем «продуктам Назарбаева» нам пришлось остановиться на слове «подростки»: в том смысле, что им есть куда расти, но что в итоге получится — большой вопрос.
Более того, если сравнивать трех вышеназванных вице-премьеров с тем же Имангали Тасмагамбетовым или хотя бы Масимовым двух-трехлетней давности, когда Карим Кажимканович не стеснялся говорить «я», раздавал всем прямые указания и громко стучал кулаком по столу, то на их фоне они выглядят как-то несерьезно.
Набор есть — команды нет
Что касается министров, членов очередного казахстанского правительства, то все они независимо от происхождения, биографии и предыдущей успешности выглядят как солдатики из детского набора. То есть их можно назначать почти на любую должность и при этом их отклонение от нормы будет в пределах допустимого в нашей стране.
Но среди них можно выделить подгруппы. Например, бывших «младотюрков» или выходцев из первой волны крупного отечественного бизнеса. Это, кроме раскаявшегося учредителя ДВК Кайрата Келимбетова, министры экономического развития и торговли Ерболат Досаев, охраны окружающей среды Нурлан Каппаров, нефти и газа Сауат Мынбаев, юстиции Берик Имашев.
Причины, по которым последний неожиданно получил повышение, лежат на поверхности — родственник елбасы. Что касается Келимбетова и Мынбаева, то они и не уходили из власти и теперь превратились в полноценных чиновников со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Удивительным оказалось «возрождение» Каппарова и Досаева. Эти два представителя поколения «младотюрков», разгромленного после создания осенью 2001 года «Демократического выбора Казахстана», выжили благодаря тому, что имели выход на Нуртая Абыкаева и дружили с Каримом Масимовым. И теперь получили министерские кресла. Хотя если их поменять местами, то это заметили бы только сотрудники соответствующих контор.
Вторая подгруппа — это люди, давно пребывающие в ранге министров или глав отдельных ведомств, выросшие внутри госаппарата или т. н. чиновники-бизнесмены. К ним можно отнести помимо вице-премьеров Крымбека Кушербаева, Асета Исекешева, Ербола Орынбаева, министров сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, иностранных дел Ерлана Идрисова, образования и науки Бакытжана Жумагулова, финансов Болата Жамишева, обороны Адильбека Джаксыбекова, по чрезвычайным ситуациям Владимира Божко, внутренних дел — Калмуханбета Касымова, по делам экономической интеграции Жанар Айтжанову.
И третья подгруппа — это вновь назначенные или еще молодые министры, о которых вспоминают только тогда, когда они допускают какой-нибудь серьезный ляп. Главным достоинством или недостатком, в зависимости от точки зрения, всех вышеперечисленных господ является то, что они не политики, не способны на самостоятельные действия, не готовы отстаивать свою позицию или взгляды вплоть до потери должности, не говоря уже про большее.
Иными словами, нынешнее казахстанское правительство — это не команда, а набор, но не государственных деятелей, а топ-менеджеров — исполнителей. И если наш вывод справедлив, то возникает закономерный вопрос: а чью волю и политику они будут исполнять? Нас могут упрекнуть в том, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности — конечно, Назарбаева. Тогда мы в свою очередь зададим вопрос читателям: а лично вас устраивает эта политика и ее результаты лично в вашем кошельке и в рамках вашего домохозяйства?
Боимся, что ответы на эти вопросы будут не столь комплиментарными для елбасы и Акорды — не зря же в последнее время даже такие подвластные интернет-ресурсы, как «Закон.kz», все чаще отключают комментирование после очередного загиба или самого «лидера нации», или его нукеров.
Источник: Газета “Голос Республики” №37 (259) от 5 октября 2012 года
Link:
ГАЗЕТА — Дорога ложка к обеду, а вилла – к выходу на пенсию?