Совсем непраздничной получилась встреча журналистов и представителей общественных объединений, чья деятельность связана со школьным образованием. Учителя пожаловались на свою незащищенность и попросили принять специальный закон, регулирующий отношения учеников, родителей и учителей.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Поводом для пресс-конференции стал частный случай с председателем алматинского филиала РОО учителей и преподавателей «Ар-Намыс», директором лицея №48 города Алматы Ириной Смирновой. Зайдя в мае на экзамен по математике в девятый класс своей школы, она с удивлением обнаружила, что дети в открытую пользуются шпаргалками. Директор пресекла это безобразие, и 23 из 26 учеников получили на экзамене двойки. Оказалось, что большинство учеников пользовались услугами своего же учителя математики как репетитора, и она разрешала им пользоваться «вспомогательными средствами» на экзаменах.
Но это был не конец, а начало истории. Один из возмущенных двойкой своего чада родитель пришел в кабинет директора лицея и устроил там скандал с угрозами и оскорблениями.
По словам адвоката Ирины Смирновой Владимира Сомкина, ругался отец ученика при восьми свидетелях, в том числе детях, употребляя такие слова, как «мразь, уроды». Директор вызвала полицию.
- Участковый должен был составить протокол об административном правонарушении, — сказал адвокат, — что тот и сделал, но почему-то в отношении и директора школы, и родителя. Суду пришлось решать вопрос, кто виноват в мелком хулиганстве. Только усилиями прокуратуры удалось снять вопрос по поводу привлечения директора школы к административной ответственности. Но затем участковый в течение четырех месяцев продержал материал, в том числе под предлогом аттестации. Таким образом затянул, и судья вынесла правомерное решение: в связи с истечением срока давности дело закрыть.
По мнению адвоката, «в данном случае правоохранительные органы допустили грубейшее нарушение закона» и учителю остается только обращаться к общественности.
- Я на своем примере поняла: учитель никем не защищен. Я хочу говорить об иждивенчестве власти по отношению к учителю, — последовала совету адвоката Ирина Смирнова. — Нужно ввести правовые отношения учителя и родителей.
Правда, как можно их «ввести» и какими они должны быть, у самих учителей ясного представления нет. Так, Марианна Гурина, президент ОФ «Ұлағатты жанұя», считает, что нужно законодательно закрепить статус попечительских советов — чтобы родители в школе обладали «реальной властью».
- Мы никогда не добьемся (хорошего) отношения к школе, пока все трое — учителя, родители, ученики — не будем плыть в одной лодке, не добьемся единения, — сказала она.
Еще один спикер пресс-конференции, президент ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Маргарита Ускембаева, уверен, что корень проблемы — в «рассогласовании между родительскими ожиданиями, требованиями школы и стандартами образования».
- И ребенок в этой ситуации рассогласования доходит до суицида, — предупредила она, предложив четко обозначить формальные требования к школе, родителям и государству как ответственному за предоставление услуг образования.
Учителя намерены обратиться в парламент с предложением принять закон, регламентирующий отношения семьи и учителя, подвела итог выступлениям спикеров Галия Амиртаева, глава РОО «Ар-Намыс».
На вопрос, какие конкретно положения они хотели бы видеть в этом законе, учителя смогли лишь привести частные примеры.
- Есть такое понятие — всеобуч. Два-три раза в год учитель должен по своему микроучастку обойти все квартиры и спросить, проживают ли здесь дети. Обязан все узнать, получить справки в тех учреждениях, где обучается ребенок, съездив туда за свой счет, — рассказала Ирина Смирнова. — Но родители могут не пустить учителя к себе домой, могут спустить собаку… У граждан должна быть обязанность предоставить нам точные данные…
В общем, проблема, хоть и не четко, но была обозначена. Но захочет ли взяться за ее решение нынешний многопартийный парламент — большой вопрос.
Read this article:
Защитите учителей отдельным законом!