От прикаспийских государств давно ждут сближения позиций по проблеме статуса и раздела Каспийского моря. Но пока компромисс официально не найден, страны предпочитают все быстрее вооружаться.
26–27 сентября в туркменской столице Ашхабаде прошла встреча представителей пяти прикаспийских государств — Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Основная цель переговоров — сблизить позиции по вопросу международно-правового статуса и найти общую формулу раздела дна, воды и ресурсов Каспийского моря. О результатах встречи в информационных агентствах ничего не сообщалось. Однако по крайней мере одна страна — Казахстан — публично выразила надежду на то, что стороны придут к долгожданному компромиссу, вариант которого предоставила Астана.
Инициатива из Астаны
На последнем, третьем по счету, саммите прикаспийских стран в Баку в ноябре 2010 года казахстанский президент Нурсултан Назарбаев предложил поделить Каспий так: создать территориальные зоны, рыболовные зоны и зоны общего пользования. “12−13 морских миль — это национальная зона. Плюс 12 миль — экономическая, общая — 25 миль”, — как уточнил в сентябре 2012 года глава МИДа Казахстана Ержан Казыханов.
Главы прикаспийских государств (архивное фото)
В своем предложении Казахстан сослался на отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся режимов и ширины различных участков моря. В 2010 году все прикаспийские государства предварительно согласились на такой вариант, и стало казаться, что решение спора, длившегося с момента распада СССР, не за горами.
Но позже одна из стран, Туркмения, заявила о том, что с предложенным вариантом не согласна и предпочитает другой: отказаться от разделения на национальную и экономическую зоны, а определить только национальную зону в 25 морских миль. Несговорчивость Ашхабада объясняется легко: его интересы затронуты в двух наиболее острых конфликтах в регионе. В обоих, как легко можно догадаться, главное значение имеет доступ к богатым недрам Каспия, общие запасы нефти и газоконденсата которых достигают, по разным оценкам, 20 миллиардов тонн.
Море или озеро?
Проблема раздела Каспийского моря досталась странам региона по наследству от СССР. Каспий воспринимался как внутренние воды Советского Союза и Ирана, но его никто официально не делил, хотя неформальная граница существовала: по ней Ирану отходило лишь около 11 процентов Каспия. После 1991 года было сформулировано несколько принципов, по которым можно было поделить самое большое из всех бессточных озер на Земле. Один из них сводится к тому, чтобы признать Каспий морем и делить его по морским правилам, что отчасти созвучно призыву из Астаны.
Площадь воды в Каспийском море подвержена колебаниям и поэтому его трудно справедливо поделить, говорят ученые
Другое предложение — рассматривать Каспийское море как озеро. В таком случае и воду, и дно вместе с его ресурсами надо будет полностью делить на национальные сектора без общих для пользования вод. Иран в годы переговоров выступал с близким к этому принципу предложением: дать каждому из пяти прикаспийских стран по 20 процентов площади Каспия.
Но есть и другие основания для раздела. С учетом колебаний площади моря следует положить в основу раздела геодезический принцип, утверждал в одном из выпусков журнала РАН “Природа” российский океанолог Евгений Чернявский. Он ссылается на опыт раздела Мертвого моря или озера Чад. В таком случае дно и недра под Каспием были бы поделены, а вода вместе с животными и растениями осталась бы общей.
Острее всего споры между Ашхабадом и Баку
Неофициально ситуация пока урегулирована только между Азербайджаном, Россией и Казахстаном по принципу так называемой срединной линии, то есть по линиям равного удаления от берегов. Однако пока официально международно-правовой статус Каспия не определен и не решено, как его поделить, все прикаспийские государства активно вооружают свои флотилии и укрепляют береговую охрану. Регулярно через СМИ поступают сообщения о закупках новой военной техники или проведении военных учений всеми странами региона.
Наиболее остро конфликт, связанный с разделом Каспия, развивается между Туркменией и Азербайджаном, которые спорят о месторождении “Капяз” (в Туркмении его называют “Сердар”). Власти Туркмении летом этого года пообещали обратиться в международные суды. Помимо “Капяза” Ашхабад претендует на ряд менее значительных месторождений, которые Баку разрабатывает при участии иностранных инвесторов. Ранее власти Азербайджана и Туркмении обменялись нотами по поводу месторождения “Кяпаз” после попытки туркменской стороны начать там сейсмические работы.
Интересно, что в другом конфликте на Каспии Туркмения и Азербайджан могли бы стать если не союзниками, то по крайней мере партнерами: ЕС продолжает с обеими странами переговоры по поводу строительства Транскаспийского газопровода. Проект, согласно которому газовая труба будет проложена из Туркмении в Азербайджан, а далее через Грузию и Турцию пойдет в Европу, поддерживает и администрация США. Против выступает прежде всего Россия, которая не поддерживает решение таких вопросов до урегулирования статуса Каспия.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Continue Reading:
Споры вокруг Каспия: компромисс пока не достигнут