В Казахстане существуют два противоположных мнения о том, насколько свободна журналистика в стране. Независимые СМИ говорят о цензуре, тогда как для чиновников Казахстан — это территория свободной прессы.
У тех, кто на протяжении нескольких лет регулярно читает казахстанские газеты, могло сложиться впечатление, что эти издания, говоря о “своей стране”, имеют в виду два разных государства. Основная причина — расхождение в оценках ситуации со свободой слова в республике. Если представители СМИ считают, что журналисты вынуждены работать в сложных условиях фактической цензуры, то казахстанские чиновники с этим категорически не согласны.
“Келейный режим”
Общественность страны разделилась на два противоборствующих лагеря. Но чаще всего принципиальный спор на эту злободневную для страны тему проходит “келейно” — оппонентов к дебатам не приглашают. Каждая из сторон предпочитает проводить свое мероприятие, посвященное проблеме свободы слова и СМИ. К работе в нем привлекают только тех экспертов и консультантов, которые поддерживают точку зрения организаторов.
Руководители структур власти Казахстана давно приспособились публично не отказываться от участия в дебатах, инициированных журналистскими организациями. Но, как правило, присылают туда заместителей либо вовсе не приходят. При этом вполне допустимо, что в тот же день они будут участвовать в другом подобном форуме, организованном уже по воле властей.
Помощь Европы
Помочь Казахстану разобраться в противоречиях решил Европейский Союз. Для этого, например, в рамках проекта “Международные стандарты СМИ и национальное законодательство” были выделены почти 70 тысяч евро. Большую часть этих средств получила общественная организация “Казахстанская криминалистическая ассоциация” — на проведение диалога между депутатами парламента, представителями силовых структур и судебных органов Казахстана.
Но и на этот раз диалога, приуроченного ко дню свободы прессы 3 мая, не получилось. По неизвестным причинам на встрече в Алма-Ате отсутствовали наиболее принципиально отстаивающие позиции журналистского сообщества представители таких организаций, как “Адил Соз” (“Свобода слова”), “Журналисты в беде” и “Союз журналистов Казахстана”. В итоге в дискуссии доминировала позиция официальной Астаны.
Уголовная статья как благо
В частности, председатель Конституционного совета страны Игорь Рогов объяснил, что уголовное преследование журналистов за распространение заведомо ложной или клеветнической информации является благом для средств массовой информации Казахстана: “Меня все время удивляет, когда журналист требует: давайте декриминализируем клевету. Мне всегда хочется спросить; вы хотите безнаказанно лгать? Ведь вчитайтесь в норму статьи! Заведомо, заведомо ложная информация! И доказывать, что она заведомо ложная, должен обвинитель, а не журналист”.
“Причем я иногда говорю журналистам, — продолжил Рогов, — ведь вам выгоднее с процессуальной точки зрения уголовный порядок. Потому что в гражданском порядке доказывать правдивость информации должен источник, средство массовой информации”. По мнению Рогова, казахстанские СМИ пока не готовы работать так, как работают СМИ в демократических странах, так что говорить о декриминализации ряда статей казахстанского законодательства пока рано.
В качестве примера председатель конституционного совета Казахстана привел возможность безнаказанно опорочить чью-либо честь: “Хорошо, мы убираем эту уголовную ответственность. Но потом тот, кто это организовал, выплачивает СМИ компенсацию за моральный ущерб, и все довольны! Может, это невозможно в других странах, но во многих странах, в особенности у нас, где еще недостаточная правовая культура, это сплошь и рядом может делаться. И, наверное, именно в превентивных целях такая ответственность нужна”.
Все дело в политике
Cтатьи, привлекающие сотрудников СМИ к уголовной ответственности, направлены на уничтожение изданий оппозиционного толка, уверены в журналистских организациях. Практически не выходят из залов судебных заседаний журналисты таких общественно-политических изданий, как “Взгляд”, “Республика”, “Общественная позиция” (бывший “ДАТ”), “Уральская неделя”, “Стан-ТВ”, “Диапазон”. Это происходит только потому, что эти издания осмелились жестко критиковать чиновников самого высокого ранга, сказала Deutsche Welle руководитель общественной организации “Журналисты в беде” Розлана Таукина.
Более того, в стране появились журналисты, приговоренные к реальным срокам лишения свободы за свои публикации, отметила Таукина: “Никогда прежде в первое десятилетие независимости Казахстана не сидело в тюрьмах столько журналистов! У нас сидят за свою профессиональную деятельность, за написанные статьи Рамазан Есергепов, Топберген Абиев, за свои убеждения пострадал Арон Атабек. Ему дали 16 лет тюрьмы за участие в “шаныракских” событиях. За критику акимов Чимкентской и Уральской области у нас сидели три журналиста”.
В последнем “черном списке”, составленном международной организацией “Репортеры без границ”, власти Казахстана причислены к “врагам прессы” — несмотря на многочисленные заявления официальных лиц республики о том, что законодательство страны в области СМИ полностью соответствует нормам, принятым в мировом сообществе.
Автор: Анатолий Вайскопф, Алма-Ата
Редактор: Михаил Бушуев
Источник: www.dw-world.de,
получено с помощью rss-farm.ru
View the original here:
В Казахстане — разные представления о свободе слова