В Казахстане начнут пересчитывать граждан, пострадавших от взрывов на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. По официальным сообщениям, такие меры персонального учета позволят определить объемы необходимой медицинской помощи для этой категории людей и проводить для них бесплатные медосмотры. Но некоторые эксперты скептически относятся к этому объяснению, считая, что власти просто-напросто хотят задвинуть проблему полигона в дальний угол.
Автор: Ольга НИКОЛАЕВА
По приказу Минздрава Республики Казахстан №522 от 2 августа текущего года, единую регистрацию будут проводить в семейных врачебных амбулаториях. Но не всех граждан, а только тех, кто проживал или проходил срочную службу с 1949 по 1990 годы в Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областях. Собранную информацию планируется направлять в Научно-исследовательский институт радиационной медицины и экологии Семея. Завершат кампанию уже к 1 июля 2013 года.
Благие намерения
Как отмечают в НИИ, в государственный научный автоматизированный медицинский регистр нужно внести данные населения, пострадавшего в результате испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Каждому, кто пройдет учет, будет присвоен идентификационный номер.
Сейчас пока нет полной картины, не работают нормы закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне», в которых говорится о праве пострадавших на гарантированное государством медицинское обследование и реабилитационное лечение. Люди с «полигонным» удостоверением имеют право лишь на экологический отпуск и надбавку к зарплате, но так и не получили определенного статуса.
- Когда человека внесут в регистр, определят диагноз, то он получит право проходить регулярные медосмотры, а мы будем анализировать заболеваемость, и в дальнейшем будет оказываться персонифицированная помощь конкретному лицу. При каждом лечебно-профилактическом учреждении должен быть организован участок по сбору информации, — объясняют в НИИ радиационной медицины и экологии Семея.
С научной точки зрения
Президент общественного фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова считает идею перерегистрации пострадавших от ядерных взрывов «очень хорошим делом».
- Сегодня люди считаются пострадавшими в зависимости от того, в каком районе и как долго они проживали, — говорит г‑жа Туменова. — Но этот метод ненаучный. Насколько пострадал человек, зависит от индивидуальных особенностей и обстоятельств: где он находился в период взрывов, какую дозу облучения получил. Пора подойти к вопросу с научной точки зрения, структурировать тех, кто считается пострадавшим, разобраться. Думаю, основная часть людей, которая жила вокруг полигона до 1961 года, получила большие дозы и, вполне возможно, что ушла в мир иной, но остались их дети.
По мнению Бахыт Туменовой, для ученых важно, как длительное воздействие радиации отразилось на генофонде людей и повлияло на здоровье.
- С той поры, как закрыли полигон, медицина шагнула вперед. Новые исследования — это возможность предвосхищать появление каких-то заболеваний, — считает глава фонда. — Может, это работа затратная и сложная для Минздрава, но если государство настроилось сделать такой регистр, то это очень хорошее дело. Не знаю, будут ли пострадавшим выделять материальную помощь, но этот регистр нужен.
Перепишут людей просто для галочки?
В то же время наш коллега, главный редактор восточноказахстанской областной газеты Flash! Денис Данилевский, настроен пессимистично. Он считает, что цель кампании — закрыть тему полигона, резко сократив «на бумаге» число пострадавших и уменьшив социальные выплаты.
- В 90‑е годы уже подсчитывали число людей, которым выдавали полигонные удостоверения. Зачем это делать опять? Какие научные исследования? Людям придется опять стоять в очередях, собирать документы. Как будут проводить эти обследования в сельской местности? Понятно, что многие просто не пойдут на регистрацию. В итоге подсчитают всех, кто пришел, и окажется, что эти цифры малозначительны. Им выделят мизерные суммы и скажут: «Все, проблема закрыта». В свое время власти использовали в политических целях проблему полигона, чтобы укрепиться, а теперь эту проблему хотят задвинуть в дальний угол.
Кстати говоря, законодательство о семипалатинском полигоне так и не действует: пенсионерам не выплачивают положенные экологические надбавки к пенсиям, а многим работникам — ежемесячную надбавку к зарплате и экологический отпуск.
В Усть-Каменогорске есть судебные прецеденты, когда люди (причем даже те, кто не имеет «полигонных удостоверений) выигрывают у работодателей суды по выплате им дополнительной экологической компенсации к зарплате в размере 1,5 МРП ежемесячно и оплаты десяти дней дополнительного отпуска ежегодно именно за то, что они проживают в зоне, законодательно признанной пострадавшей от ядерных взрывов.
В связи с этим бизнес-ассоциации Восточного Казахстана не раз поднимали вопрос о несправедливости такого бремени для предпринимателей: взрывы проводило государство, а финансовую ответственность несут за это работодатели. Они предложили переложить это бремя на плечи госбюджета. Но после перерегистрации число пострадавших, вероятно, резко сократится, и проблема — кому платить — потеряет свою остроту.
Источник: Газета “Голос Республики” №35 (257) от 21 сентября 2012 года
Share on blogger Share on mymailru Share on vk Share on livejournal
Read More:
Пострадавших посчитают и забудут?