Устав от беспредела отечественных чиновников, казахстанские ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС готовы сменить свое гражданство на украинское. Это одна из немногих реальных возможностей выжить для них и их детей.
Автор: Лидия ШМИДТ
- Сегодня мы практически находимся вне закона, — с горечью констатировал председатель координационного совета Союза ветеранов-чернобыльцев РК Абильда Абдикаримов. — О нас молчат. Стараются просто не вспоминать.
Детские проблемы
Наглядная иллюстрация тому — «забота» государства, точнее, ее отсутствие. К примеру, в нашей стране нет ни соответствующих медицинских препаратов, ни специалистов нужного профиля.
- В Казахстане просто нет тех лекарств, которые нам нужны, — объяснил Абдикаримов. — Еще один из вопросов, решение которого мы требуем от государства, — это выезд чернобыльцев и их детей на Украину в центры медицины, где пациенты действительно могут получить полноценное лечение. Наша медицина не просто стоит на месте, создается впечатление, что она идет обратно. На сегодня Украина на 2—3 шага ушла вперед: у них другие специалисты, лечение и профилактика заболеваний. Все намного более эффективное. На сегодня в РК, я могу с уверенностью сказать, нет ни одного специалиста по лучевым заболеваниям. Я на себе испытал это. Я три раза лежал в госпитале в Астане и три раза писал заявления, чтобы привлекли к лечению украинских специалистов. И трижды получил отказ от министерства и руководства госпиталя.
Лучше всего проблему иллюстрирует статистика. По данным Союза ветеранов-чернобыльцев, из почти 33 тысяч чернобыльцев на сегодняшний день осталось в живых меньше шести тысяч человек. А судьба детей ликвидаторов аварии вообще мало кому интересна.
- За эти два года я неоднократно встречался с представителями правительства, в том числе и министром труда и социальной защиты Гульшарой Абдыкаликовой, — сообщил глава координационного совета. — Никто просто не знает сегодня, сколько детей у чернобыльцев. Нет у нас статистики, я запрашивал, относительно наших детей.
Результат налицо. Дети, родившиеся инвалидами из-за того, что их родители в молодости получили дозу радиации, не имеют никаких льгот и социальных гарантий. И нужно очень постараться, чтобы их тоже признали пострадавшими.
- Есть международное общественное объединение «Хиросима — Нагасаки», — привел пример другого отношения к проблеме Абильда Абдикаримов. — У них четвертое поколение пострадавших от бомбежки полностью находится на обеспечении государства. Каждое поколение уязвимо. Наше поколение — второе поколение, они на 25% уязвимы. Возможно, через поколение произойдет мутация организма, если сейчас это не взять под контроль и не лечить.
Нужен закон
В данный момент в Казахстане нет отдельного закона, оговаривающего «чернобыльский вопрос» (в Украине и России документы, прописывающие в полном объеме социальный пакет для чернобыльцев, кстати, есть). Казахстанские же ликвидаторы аварии туманно приравнены к участникам Великой отечественной войны.
- Поправок в действующее законодательство было бы достаточно, — уверены чернобыльцы. — Но никто не пытается ничего изменить и вообще об этом молчат.
Свои предложения представители Союза предоставили парламенту и правительству. Одобрения не нашли.
- Одно из наших предложений — это нормы о возмещении потери средней заработной платы, — пояснил Абдикаримов. — То есть тому, кто стал инвалидом, например, впоследствии службы в армии, получил увечье при исполнении своих обязанностей, государство обязано возместить среднюю заработную плату. Это называется упущенный доход. Но никто не хочет этого делать. Сама Гульшара Абдыкалыкова отказывает, говорит, «к вам это не относится». Но почему, если я стал инвалидом при исполнении служебных обязанностей и теперь не могу работать?!
Если в других странах СНГ ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС имеют льготы, лечение и денежные выплаты от 800 до 1000 долларов в месяц, то нашим о подобном приходится только мечтать. Казахстанская господдержка своим облученным гражданам равна… 200 долларам. В эту же сумму укладываются все льготы, которые сохранились в других странах (вроде бесплатного проезда по территории страны), а в нашей были монетизированы.
- 200 долларов для больного человека — это ничто, — вздыхают чернобыльцы. — По сути, мы нищенствуем. Только лекарства стоят в три-четыре раза дороже. Мы переписываемся с чиновниками с 2010 года. И каждый из них, ссылаясь на действующее законодательство, говорит, что сегодня 30 тысяч нам достаточно, чтобы прожить. Мы начинаем говорить, что это невозможно, нам говорят: «Тогда подайте в суд на Украину». Но у нас есть свое государство, и оно должно нас обеспечить.
Пока же государство играет с больными людьми в футбол. Каждый старается столкнуть проблему другому: депутаты — правительству, правительство — депутатам. Получается замкнутый круг. Чтобы выйти из этого круга, чернобыльцы готовы на все. Даже на смену гражданства, раз уж наши чиновники отказываются нести ответственность за Украину.
- Сначала мы просили помощи от государства, а теперь ее требуем, — подчеркнул Абдикаримов. — Понимаете, у нас нет времени. С начала года мы только в Караганде уже похоронили нескольких наших чернобыльцев…
Continue Reading:
«Возьмите нас в украинцы!»