Прокуратура Павлодарской области подвела итоги своей работы за первое полугодие. Журналисты узнали, что зампрокурора области и прокурор города Павлодара не прошли внеочередную аттестацию. Но из надзорных органов «провалившие экзамен» все равно никуда не уйдут. Кроме того, откровением стало, что использование прокурорами служебных машин в личных целях является не нарушением этических норм и поводом для переаттестации, а легким проступком, заслуживающим исключительно профилактической беседы.
Автор: Александр БАРАНОВ
Итоговый брифинг планировали на середину июля, но провели на днях, потому что все силы кинули на внеочередную аттестацию, объявленную президентом. Областной прокурор Дастан Сартаев традиционно прессу проигнорировал (за все время своей работы в должности он так на встречу с журналистами ни разу и не вышел), прислав взамен себя руководителей управлений. Их отчеты журналисты быстренько приняли к сведению и приступили к обсуждению заранее предоставленных СМИ вопросов. Конкретных ответов звучало очень мало. Прокуроры постоянно ссылались на незаконченность своих проверок.
Нарушителей выводят из-под удара?
Так, прокуроры наконец-то сообщили размер экологического ущерба, причиненного незаконным недропользованием и строительством дамбы на Усолке подрядчиком назарбаевской интеллектуальной школы ТОО «Бек жолы НС». Как мы уже сообщали, фирма была признана виновной в экологических безобразиях и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в 50 МРП.
Теперь стоит вопрос о возмещении экологического ущерба. Его размер был просчитан Иртышским департаментом экологии и составил 1 млн 200 тысяч тенге. Учитывая, что в проектной смете «Назарбаев интеллектуальной школы» расходы на приобретение грунта для вертикально-планировочных работ составляют 80 млн тенге, подрядчик фактически сэкономил всю эту сумму. То есть строители прилично наварились благодаря нарушению закона.
Поскольку несерьезный размер экологического ущерба смахивает на попытку укрывательства реальных масштабов содеянного (по закону вред окружающей среде возмещается в десятикратном размере), начальник управления по надзору за законностью в экономической и социальной сфере Арслан Байгалиев пообещал проверить его обоснованность и методику расчетов. Правда, без энтузиазма.
Учитывая, что речь идет об объекте, возводимом к саммиту приграничных государств, отсутствие вдохновения у надзорников выглядит вполне объяснимым. Подрядчика, похоже, попросту выводят из-под удара, минимизируя юридические и финансовые последствия его действий.
Возможно, по этой же причине нет подвижек в отношении другого факта кражи грунта — с насыпи путепровода в районе села Кенжеколь. Соответствующее обращение в прокуратуру по данному факту было направлено в июне. Единственное, что было сделано до настоящего времени, так это установлен владелец экскаватора и самосвалов, осуществлявших самовольный разбор насыпи.
По данным ДВД Павлодарской области, спецтехника принадлежат павлодарскому ТОО «УМР». Оно, в свою очередь, передало технику по договору аренды астанинскому ТОО Building corporation, возводящему к саммиту многозальный спорткомплекс на стадионе «Автомобилист». Привлечь же к ответственности столичную фирму не представляется возможным. Якобы полицейские не могут разыскать ее руководство.
Сначала избили, потом помирились
Вспомнили на брифинге и бизнесмена Михаила Барсуковского, по жалобе которого прокуроры весной проводили загадочную проверку в Щербактинском районе. Как мы уже сообщали, изучение изложенных в видеофильме «Спрут» фактов заняло у надзорников несколько месяцев, результаты проверки почему-то оказались скрыты и от ее заявителя, и от общественности. Лишь в начале июля облпрокуратура представила СМИ короткую справку, сообщавшую, что сведения, содержащиеся в фильме, не подтвердились.
Так как и в видеоролике, и на недавнем процессе по иску экс-акима Щербактинского района Сапаргельды Смагулова о защите чести и достоинства весьма живописно говорилось о двух уголовных делах, в которых фигурировал он сам и его племянник Ардак Беркинов, прокуроров попросили поконкретнее рассказать о «неподтвержденных фактах».
Оказалось, что описанные инциденты действительно имели место. Более того, по факту телесных повреждений, нанесенных Кайролле Мусину 11 июля 1998 года, Щербактинским РОВД в отношении Сапаргельды Смагулова было возбуждено уголовное дело по статье 257, ч. 3 УК РК (хулиганство в группе лиц с применением огнестрельного оружия).
- В ходе расследования это дело было переквалифицировано на статью 105, ч. 1 УК РК (нанесение легких телесных повреждений), и 15 сентября того же года оно было закрыто на основании статьи 37, ч. 1, п. 6 УПК РК. То есть в связи с отказом потерпевшего от дальнейшего обвинения, — заявил начальник управления по надзору за законностью следствия Руслан Алькенев.
Напомним, в ходе судебного процесса по иску Смагулова о защите чести, достоинства и взыскании ущерба за моральный вред к Барсуковскому приглашенные стороной ответчика свидетели рассказывали о том, как истец в конце 1990‑х годов вместе с компанией жестоко избил своего подчиненного Мусина и расстрелял стоявший во дворе его дома КамАЗ.
Что касается похищения щербактинского жителя Сергея Зубаря, то 10 июня 2009 года следственным управлением ДВД было возбуждено уголовное дело. Из материалов дела следует, что 23 мая двое жителей райцентра Естаев и Тусупбеков вывезли на автомашине Зубаря на окраину села, где избили его, так как подозревали в совершении кражи. Приговором щербактинского райсуда в декабре 2009 года действия Естаева и Тусупбекова были переквалифицированы на статью 104, ч. 2, п. 3 (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести из хулиганских побуждений) и уголовное дело закрыто в связи с их примирением с потерпевшим Зубарем. Племянник Смагулова Ардак Беркинов по данному делу допрашивался в качестве свидетеля.
Испытание аттестацией
Самой волнующей для прокуроров частью брифинга стало предварительное освещение итогов внеочередной аттестации. Два из трех ее этапов уже завершились. Сначала Высшая аттестационная комиссия во главе с Каримом Масимовым экзаменовала троих первых руководителей областного надзорного органа. По итогам беседы с премьер-министром заместитель прокурора области Нуркен Жанахметов признан не прошедшим аттестацию, освобожден от занимаемой должности и рекомендован к понижению.
Через второй этап, который провела на прошлой неделе Центральная аттестационная комиссия под началом генпрокурора, прошли 23 сотрудника надзорных органов области. По итогам аттестации прокурор города Павлодара Ерлан Абаев также освобожден от занимаемой должности и оставлен в кадровом резерве областного прокурора.
Примечательно, что оба отставленных прокурора успешно сдали экзамены на знание законодательства и психологическое тестирование, но завалились на одном и том же — на собеседовании с председателем аттестационной комиссии. Поскольку собеседование есть момент исключительно субъективный, то получается, что заместитель прокурора области Нуркен Жанахметов не понравился премьеру Кариму Масимову, а городской прокурор Ерлан Абаев — генпрокурору Асхату Даулбаеву.
В связи с тем, что скоро ожидается начало третьего, самого массового этапа, в ходе которого Региональная аттестационная комиссия проэкзаменует 153 сотрудников органов прокуратуры области, журналисты спросили, как повлияют на предстоящее испытание результаты весеннего расследования «Республики», в котором поднимался вопрос ненадлежащего использования служебного транспорта госслужащими Павлодарской области, в том числе и сотрудниками различных прокуратур. Напомним, что мы обнаружили, что автомобили Skoda Octavia с номерами S 003 PK, S 007 PK и S 009 PK подвозили детей в общеобразовательные учреждения. К удивлению, это абсолютно никак не повлияет.
Старший помощник областного прокурора по кадровой работе Сержан Темиров как ни в чем не бывало подтвердил, что машины его коллеги использовали в сугубо личных целях. Но заверил, что эти факты носили не массовый, а единичный характер. В силу чего провинившихся пожурили и отпустили с миром.
- После проведения расследования с этими сотрудниками были проведены профилактические беседы, чтобы в дальнейшем они такого не допускали, — успокоительно заявил прокурор Темиров.
Найти в себе силы и объяснить, почему за семейный уют и бытовой комфорт работников государственного органа должны платить налогоплательщики, г‑н Темиров не смог.
Кстати, с общественным контролем у прокуроров дела вообще обстоят скверно. Обещанное президентским указом участие представителей политических партий, неправительственных организаций и СМИ в работе аттестационных комиссий оказалось пшиком.
Прокуроры популярно объяснили, что никакой посторонней общественности при их аттестации не будет. Потому что состав Региональной аттестационной комиссии формируется руководством правоохранительного органа в Астане (в данном случае — Генеральной прокуратурой) и по согласованию с администрацией президента. И там уже давно решили, что роль общественности в РАК возьмут на себя «Нур Отан», ветеранское объединение сотрудников прокуратуры Павлодарской области и Ассоциация прокуроров РК.