Подробности читайте на http://www.facebook.com/respublika.kaz
Внесение поправок в закон о молодежи ожидалось несколько последних лет, и в начале этого года работа стартовала. Ожидается, что они будут приняты в 2012 году, сейчас же проходят заседания рабочей группы в Министерстве образования и науки РК, в состав которого входит департамент по молодежной политике. Рабочая группа, в которой участвуют и молодежные организации, редактирует действующую версию закона.
Вопрос, что именно надо менять в законе, как ниточка из клубка, вытянул за собой целый ворох других больших и маленьких вопросов, и главный из них — о концепции отношений государства и молодежи.
По мнению активистов, первые двадцать лет независимости можно считать эпохой иждивенчества, когда казахстанская молодежь фиксировала свои проблемы и жаловалась, а государство получало сигналы и направляло поддержку.
Никто не говорит, что теперь поддержку нужно отменить, и новая редакция закона предусматривает ее достаточно. Речь идет о смене акцентов и — со временем — воспитании нового поколения, самостоятельно разрабатывающего молодежную политику и реализующего ее, а значит, более конкурентоспособного.
Для обсуждения опыта и новых подходов к молодежной политике Европы, СНГ и Азии в понедельник в отеле «Казжол» прошел «круглый стол», организованный Фондом Сорос-Казахстан. В мероприятии приняли участие депутат Мажилиса Мурат Абенов, начальник управления анализа, мониторинга и социальных программ департамента по молодежной политике Ерлан Карабалаев и представители семи молодежных организаций, в том числе ОФ «Ар.Рух.Хак», лиги молодых «Ансар», Молодежной информационной службы Казахстана, молодежного крыла партии «зеленых» «Руханият», Общества молодых профессионалов.
Молодежь — не проблема, а ресурс
Фонд Сорос-Казахстан, поддерживая молодежные инициативы в работе над законом, заказал исследование зарубежному эксперту Айгуль Догдуровой (Кыргызстан). Анализ должен был ответить на вопросы, что делается в отношении молодежи в Европе, СНГ и Центральной Азии и как именно это делается, что лучшее может взять на вооружение Казахстан. Самым продвинутым в воспитании молодого поколения оказался Евросоюз, где работа строится на принципе молодежного участия и партнерства с государством.
Европа давно ушла от иждивенческой модели молодежной политики, когда новому поколению чрезмерно помогают и решают проблемы за него. Молодыми там считаются люди 18—25 лет. Основными точками приложения усилий государства являются развитие понимания культурного, этнического, религиозного и иного многообразия и воспитание молодежи в духе толерантности.
Страны СНГ похожи тем, что имеют несколько завышенный по сравнению с Европой возрастной ценз молодежи — 14—29 лет, разветвленные структуры для управления молодежной политикой, но известны и своим попечительским отношением к ней.
В Узбекистане и Туркменистане Айгуль Догдурова отметила «попытку реанимировать советский подход». В Таджикистане, на ее взгляд, проекты молодежных организаций идут впереди государственной молодежной политики. Кыргызстан же попытался применить новые технологии в работе с молодежью — прямое участие в разработке политики, ее реализации и мониторинге.
Удивила всех политика Сингапура.
- Слоган министерства в этой стране — «Вдохновленная и активная молодежь», — рассказал г‑жа Догдурова. — В Национальный молодежный мовет входят представители различных министерств, молодежных организаций, научных учреждений, общественных добровольческих организаций, средств массовой информации и частного сектора, здесь много креативных проектов, конструктивных и полезных идей. Это и есть современные технологии в работе с молодежью.
Казахстан, к сожалению, недалеко ушел от своих собратьев по СНГ — как заметила эксперт, поддержка молодежи только декларируется.
- Пятнадцатью направлениями государство берет на себя обеспечение молодежи «всеми благами», но не «фасилитирует» процесс ее самоорганизации, — считает она. — В целом согласно закону у молодежи есть право участвовать, что не может обеспечить и гарантировать участие молодежи в формировании молодежной политики.
По мнению Айгуль Догдуровой, такое отношение несет определенные риски.
- На рынке молодежных потребностей много участников, которые умеют вовлечь молодежь в свои организации, вызвать у нее чувство сопричастности, — утверждает она, — это радикальные религиозные организации и секты, националистические группы и криминалитет.
В этой связи эксперт рекомендует заняться становлением гражданственности молодежи, что в первую очередь обеспечит естественную смену элит в стране.
Свежий ветер новой концепции
Партнерские взаимоотношения государства и молодежи нашли отклик у всех участников «круглого стола».
- Закон создал базовые инструменты и изжил себя, нам действительно нужны новые подходы, — сказал, прослушав презентацию эксперта, депутат Мажилиса Мурат Абенов. — Я побывал на Bar Camp, такое ощущение, что я шагнул на 10 лет вперед: все открыто, продвинуто, креативно, множество идей, и никто их не прячет — идеями делятся и помогают друг другу.
Представитель по молодежной политике Ерлан Карабалаев в целом разделяет мнение о необходимости конкурентоспособного воспитания молодежи в условиях партнерства с государством, дело только за реализацией закона.
- Мы расширяем действие закона, государственные органы теперь обязаны привлекать молодежь к участию, — уточнил он, — есть статья 14 закона, которую предлагаю отдельно проработать с молодежными организациями и прописать механизмы реализации, так сказать, на растерзание возьмем эту статью.
Посредством закона предлагается закрепить молодежную квоту в маслихаты всех городов, рассказал г‑н Карабалаев. Так, например, в 2012 году планируется 6% выдвиженцев, по принципу «один молодой депутат в одном городе», а к 2017-му — 15% молодых депутатов по стране.
Глава фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина озвучила еще одну сдерживающую развитие молодежи проблему. Она напрямую попросила департамент по молодежной политике устранить кураторов КНБ из вузов, которые, по ее словам, пугают молодежь.
- Молодежь приходит в организацию, хочет что-то делать, но КНБ слишком контролирует все и вся. Так тоже нельзя, откуда появится желание участвовать? — задалась она вопросом.
Г‑н Карабалаев переадресовал этот вопрос главе КНБ.
Рабочая группа продолжает предлагать новые интересные инициативы и нормы в закон. Главное, чтобы на их принятие, а потом и адекватную реализацию была политическая воля власти. Сама же молодежь к равным отношениям вполне готова. Лидеры и активисты заявляют: «Ничего о нас без нас!»