Нурсултан Назарбаев, бывший президент-автократ, практически исчез после бурных протестов в этом месяце. Но с его наследием, которое так распространено, что-нибудь изменится?
НУР-СУЛТАН, Казахстан. В течение трех десятилетий Нурсултан Назарбаев, казалось, был повсюду в Казахстане, стране, которой он правил самодержцем. Его именем назван столичный аэропорт, лучший университет города, группа элитных вузов по всей стране, благоустроенные фонды и широкие бульвары.
Г‑н Назарбаев спроектировал футуристическую башню из белой стали в центре города с золотым шаром на вершине. Внутри посетители могут опустить руки на гигантский золотой рельеф руки г‑на Назарбаева, пальцы которого указывают на стеклянные окна его президентского дворца вдалеке. Он ушел с поста президента в 2019 году после 28 лет, но сохранил власть и влияние в качестве официального «Лидера нации». Его штампованный парламент переименовал столицу в его честь.
Ни для кого не было секретом, что он все еще руководил делами.
Теперь человек, который был повсюду и контролировал все, почти исчез после жестоких протестов в этом месяце, которые распространились со скоростью лесного пожара и ознаменовали величайшие политические потрясения в стране с тех пор, как она стала независимой после распада Советского Союза.
Политическая власть теперь находится в руках лично подобранного преемника г‑на Назарбаева, Касым-Жомарта Токаева, который лишил своего давнего босса и наставника его титула и его последних оставшихся плацдармов власти. Если не считать краткого видеообращения , бывший лидер отступил, скорость его падения с власти почти такая же ошеломляющая, как и продолжительность его правления.
В дни после протестов Казахстан был закрыт для многих посторонних. Посещение Нур-Султана вскоре после его открытия показало, что жизнь в бюрократическом городе, населенном множеством государственных служащих, в основном нормализовалась. В недавние выходные покупатели, невзирая на риски, связанные с коронавирусом, осмотрели торговый центр «Хан Шатыр», спроектированный британским архитектором Норманом Фостером в форме большой палатки, где посетители искали распродажи после праздников.
Спокойствие контрастировало с крупнейшим городом страны, Алматы, где насилие, грабежи и жестокие репрессии полиции травмировали жителей, некоторые из которых все еще ищут пропавших без вести родственников. Монументальная алматинская ратуша подверглась вандализму во время беспорядков и горела три дня, оставив после себя выпотрошенный почерневший корпус.
Казахстан, бывшую советскую республику с населением 19 миллионов человек, ждет неопределенное будущее. Г‑н Назарбаев сохранял хрупкую независимость от России Владимира В. Путина, но в этом месяце г‑н Токаев был вынужден призвать к российской военной поддержке, чтобы помочь подавить насилие , что подняло вопрос о том, обязан ли он российскому лидеру за помогая обеспечить его политическое выживание. В то время как г‑н Путин противостоит Западу в противостоянии из-за Украины , российский президент ясно заявил о своем намерении сохранить влияние на соседние страны.
Внутри г‑н Токаев пообещал провести капитальный ремонт, чтобы решить проблему растущего неравенства в стране — причины, которая в первую очередь породила протесты.
50-летняя Лейсан Зорипова, которая навещала свою дочь в Нур-Султане, сказала: «Мы, конечно, ждем лучших дней, когда продукты будут доступны, а такие предметы первой необходимости, как продукты, будут не такими дорогими».
Валери Хопкинс — корреспондент из Москвы. Ранее она освещала Центральную и Юго-Восточную Европу в течение десяти лет, совсем недавно для Financial Times.
Репортаж
Я нахожусь в Нур-Султане, Казахстан, и сообщаю о недавних потрясениях на этом богатом ресурсами перекрестке, верности которому жаждут Россия, Китай и Соединенные Штаты. Я пытаюсь понять, почему в стране вспыхнули жестокие протесты.
Вот что я увидела:
Протесты начались из-за цен на топливо, но стало ясно, что более глубокое недовольство вызывает экономическое неравенство.
Этот город, построенный бывшим лидером Нурсултаном Назарбаевым и считающийся проектом тщеславия, — самое подходящее место для наблюдения за непомерным богатством элиты, которое он помог взрастить. Он мало тратил средств на символы власти, такие как этот президентский дворец. С тех пор, как он покинул свой пост, мало что изменилось.
Согласно одному анализу, в 2019 году всего 162 человека владели половиной богатства страны .
Когда-то небольшой городок в степи Нур-Султан, ныне названный в честь г‑на Назарбаева, заполнен футуристическими многоэтажками .
Это одна из площадок элиты, торговый центр с магазинами высокого класса и пляжным баром с песком, привезенным с Мальдивских островов.
Теперь, когда г‑н Назарбаев , похоже, отодвинут на второй план, возникает один большой вопрос: сможет ли его преемник распределить богатство.
«Но, — добавила она, — во всем этом насилии не было необходимости».
Наследие г‑на Назарбаева столь широко распространено, и вопрос заключается в том, действительно ли что-то изменится в стране, богатой ресурсами, но в которой автократическое правление позволило семье и друзьям г‑на Назарбаева пожинать огромные богатства и держать их в руках немногих .
«Формальное и неформальное построение режима остается прежним», — сказал Димаш Альжанов, один из основателей оппозиционного движения «Проснись, Казахстан», активисты которого регулярно подвергаются преследованиям и задержаниям. «Отношения между элитами — то, как они строят отношения патрон-клиент, — остаются прежними».
Нурсултан Назарбаев, бывший президент Казахстана, нарушил молчание по поводу недавних протестов и отверг заявления о напряженности внутри элиты страны.
Г‑н Назарбаев вырос в сельском городке недалеко от Алматы, бывшей столицы. Он был сталелитейщиком до вступления в Коммунистическую партию, дослужился по служебной лестнице до регионального партийного секретаря. В 1984 году он стал премьер-министром Советской Социалистической Республики Казахстан.
Г‑н Назарбаев стал первым президентом Казахстана в 1990 году, а в следующем году, всего за несколько недель до распада Советского Союза, Казахстан провозгласил свою независимость. Это было единственное новое независимое бывшее советское государство, где его титульный народ — казахи — не составлял этнического большинства. Сорок процентов населения составляли этнические русские, и с тех пор их число сократилось до 19 процентов.
В то время президент России Борис Н. Ельцин открыто говорил о желании расширить границы своей страны, включив в нее Абхазию, регион Грузии, в который Россия в конце концов вторглась в 2008 году; и Крым, украинский полуостров, который Россия аннексировала в 2014 году. Он также жаждал Донбасса, восточной части Украины, где поддерживаемые Россией сепаратисты сражаются с момента аннексии.
Северный Казахстан был четвертым регионом в поле зрения г‑на Ельцина, но российские войска никогда не появлялись без приглашения, и сегодня это единственный регион из четырех, который не оспаривался.
Отчасти потому, что даже самые жесткие его критики признают, что г‑н Назарбаев умело урегулировал непростые отношения с Москвой. Когда он перенес столицу из Алматы на ветреный, луговой участок на севере (раньше новая столица называлась Астана), это был не чистый тщеславный проект; он эффективно устанавливал флаг.
Он отстаивал «многовекторную» внешнюю политику, балансируя между своими могущественными соседями Россией и Китаем, а также добиваясь инвестиций США, особенно на богатом нефтью Западе. Его мантрой развития было: «Сначала экономика, потом политика».
Но за 28 лет правление г‑на Назарбаева стало больше походить на клептократию. Его семья обладала огромным богатством, имела влияние в банковской и добывающей отраслях, а также в сфере недвижимости в Швейцарии, Лондоне и Нью-Йорке.
В недавнем отчете аналитического центра Chatham House перечислены 34 объекта недвижимости, купленные членами правящей элиты страны с 1998 по 2020 год на общую сумму около 733 миллионов долларов. По словам одного из авторов доклада Джона Хизершоу, большую часть покупок совершили члены семьи Назарбаевых или их близкие .
Средняя дочь г‑на Назарбаева Динара и ее муж Тимур Кулибаев до недавних беспорядков в Казахстане, по данным Forbes , имели состояние по 3 миллиарда долларов каждый , и они владеют крупнейшим банком страны. Его старшая дочь Дарига Назарбаева, оперная певица-любитель и политик, и ее сын владеют недвижимостью в Лондоне почти на 200 миллионов долларов. Говорят, что в их собственность входит дом на Бейкер-стрит , 221Б , который является адресом вымышленного детектива Шерлока Холмса.
Младшая дочь г‑на Назарбаева, Алия, имела монополию на перерабатывающую промышленность через частную компанию под названием «Оператор РОП», которая с 2016 года привлекла около 1,6 миллиарда долларов, согласно замечанию Сериккали Брекешева, министра Казахстана, на заседании правительства в этом месяце . .
Кумовство и коррупция раздражали граждан рабочего класса, которые устали от связанных с правительством бизнесменов, перекачивающих деньги себе.
Фотографируясь со своей дочерью-подростком на фоне президентского дворца, 48-летняя Гуля Чумкент заявила, что г‑н Назарбаев воспользовался своим положением.
«Конечно, было неправильно, что он обогатился, — сказала она. — Но сделать что-либо по этому поводу было не в нашей власти.
Г‑н Токаев впервые признал огромное богатство, накопленное семьей его предшественника, в своем выступлении перед парламентом 11 января.
«Благодаря первому президенту Елбасы, — сказал он, используя казахский термин «Лидер нации», — в стране появилась группа очень прибыльных компаний, а также группа людей, чье богатство является значительным даже по международным стандартам. ».
Его критика была поразительна в стране, где осуждение правительства иногда может стать поводом для ареста. Закон 2010 года делает невозможным предъявление иска г‑ну Назарбаеву или членам его семьи, а также делает секретными все его и его семейные банковские документы.
Г‑н Токаев также потребовал, чтобы местные органы власти расторгли контракты с Оператором РОП, что многие восприняли как признак начала процесса ослабления контроля г‑на Назарбаева над центрами получения прибыли.
Племянник г‑на Назарбаева Самат Абиш был уволен с поста заместителя могущественного силового ведомства. Суверенный фонд благосостояния сообщил, что два родственника Назарбаева покинули руководящие посты в национальных энергетических компаниях. А г‑н Кулибаев, зять, ушел с поста главы ведущего казахстанского бизнес-лобби, хотя и сохранил должности во влиятельной энергетической группе и в совете директоров российского «Газпрома».
Во вторник г‑н Токаев уволил главу Центральной избирательной комиссии, дочь которой замужем за одним из сыновей г‑жи Назарбаевой.
Многие казахи ждут, чем подход г‑на Токаева будет отличаться от подхода его предшественника.
Ержан Казыхан, советник г‑на Токаева, сказал, что его страна привержена демократическим реформам. Тем не менее, он возразил, когда его спросили, станет ли постназарбаевский период новой эрой подлинной политической конкуренции.
«Вы не можете построить джефферсоновскую демократию за одну ночь», — сказал он в интервью.
Независимо от того, кого г‑н Токаев вводит в свой ближний круг, фактическое отстранение г‑на Назарбаева от контроля придало людям смелости, сказал оппозиционный политик Жанболат Мамай. Он процитировал то, что, по его словам, было решающим различием между двумя мужчинами.
«30 лет люди боялись г‑на Назарбаева, — сказал г‑н Мамай. «Никто не боится господина Токаева».
Источник: https://www.nytimes.com/