Что связывает крупнейшего в мире трейдера сырьевых товаров, миллиардера, друга президента Казахстана, и одно из самых престижных учебных заведений Великобритании?
Glencore огромен.
На самом деле настолько массивный, что едва ли найдется человек на земле, который не сталкивался с продуктом — углем, нефтью, металлами, зерном — которые они производили или продавали: кобальт в аккумуляторе вашего смартфона, пшеница в вашем хлебе, сахар в вашем газировка.
Чего Glencore не делает, так это частного образования. Так как же крупнейший в мире торговец сырьевыми товарами в конечном итоге купил престижную частную школу и передал пакет в размере 23 миллионов долларов доверенному лицу диктатора из Центральной Азии в рамках секретной сделки, никогда не разглашаемой акционерами?
Так же, как Glencore велика, она бесстрашна: бегемот стоимостью 42 миллиарда фунтов стерлингов, который выигрывает сделки в местах, куда другие боятся ступить, таких как Демократическая Республика Конго, Колумбия или спорная территория Западной Сахары — стратегия, которая сделала его крупнейшим товаром. трейдер в мире.
Но смелость сопряжена с риском. Получение доступа к пограничным рынкам может означать, что вы попадете в постель с некоторыми колоритными персонажами. В Конго компанию обвинили в переводе денежных средств Дэну Гертлеру, алмазному магнату и близкому доверенному лицу Джозефа Кабилы, 18-летний срок пребывания которого на посту президента Конго закончился в прошлом месяце.
В Казахстане ближайшим другом горнодобывающего гиганта является Булат Утемуратов, бывший «управляющий делами президента» Нурсултана Назарбаева, диктатора, правившего бывшей советской республикой с момента обретения независимости в 1991 году. публичное предложение о том, что незадолго до его рекордного размещения на лондонской фондовой бирже он вложил 600 миллионов долларов в московский отель Ritz-Carlton, прославившийся в 2016 году зловещими обвинениями в разведывательном досье о Дональде Трампе.
Подружиться с «привратниками» — влиятельными фигурами с политическими связями, которые могут открывать сделки на самом высоком уровне, — таков образ действий Glencore. «У Glencore везде есть Gertler, — сказал бывший сотрудник репортеру Кену Сильверстайну в 2012 году. — Это стандарт».
В прошлом году министерство юстиции США приказало Glencore передать документы о своих связях посредникам, в том числе Гертлеру (оба отрицают какие-либо нарушения), и компания стала платить ему евро вместо долларов, чтобы обойти санкции США против него.
Расследование SourceMaterial показывает, что сделки Glencore с Утемуратовым несут в себе неприятные отголоски этих отношений.
Галстуки старой школы
В 2012 году местная дочерняя компания горнодобывающей группы FTSE 100 инвестировала 23 миллиона долларов в Haileybury Astana, казахстанский филиал частной школы в Хартфордшире, выпускниками которой являются бывший премьер-министр Великобритании Клемент Эттли, гонщик Формулы‑1 сэр Стирлинг Мосс и писатель Редьярд Киплинг.
Расположенный в «красивом природном парке на берегу реки Ишим», Haileybury Astana может похвастаться крытым бассейном, двумя спортивными залами, студиями танцев и исполнительского искусства. Он был открыт в 2011 году президентом Назарбаевым, согласно его онлайн-проспекту, на котором изображены студенты, танцующие в смокингах и бальных платьях.
О ранее не сообщаемом набеге Glencore на образовательный сектор свидетельствуют русскоязычные казахстанские корпоративные документы, изученные SourceMaterial. Они показывают, что компания немедленно списала свои инвестиции в Haileybury, а позже подарила весь холдинг Утемуратову в рамках тайной сделки, о которой акционеры Glencore никогда не сообщали.
Glencore через свою казахстанскую дочернюю компанию «Казцинк» была мажоритарным акционером Haileybury Astana в период с 2012 по 2016 год. Следующим крупнейшим акционером частной школы был благотворительный фонд самого Назарбаева, которому принадлежало 26 процентов акций.
Школа в Астане, сверкающей новой столице Назарбаева в центре страны, была второй франшизой Haileybury в Казахстане наряду с школой в бывшем первом городе Алматы. Подразделение Glencore «Казцинк» помогло предприятию начать работу, предоставив кредит в размере 17,4 млн долларов.
Haileybury получает около 500 000 фунтов стерлингов в год в виде роялти за использование своего имени в Казахстане, но не владеет ни одной из этих школ.
Заемные деньги вскоре были возвращены, но отчеты «Казцинка» показывают, что позднее он приобрел 56-процентную долю в Haileybury Astana LLP за 23 миллиона долларов. Согласно агиографическому портрету Казахстана и Назарбаева, написанному бывшим депутатом от консерваторов Джонатаном Эйткеном, покровителем-основателем проекта был Утемуратов.
В 2016 году подразделение Glencore безвозмездно передало свою долю в Haileybury частному фонду Утемуратова.
«Руководство группы не рассчитывает окупить затраты на приобретения за счет прибыли, полученной от инвестиций», — отмечается в отчетах. «Поэтому компания предусмотрела убыток от инвестиций».
На вопрос о цели сделки представитель Glencore сказал: «Инвестиции были раскрыты в финансовой отчетности Казцинка. Инвестиции не были существенными для Glencore, и поэтому Glencore не раскрывала их отдельно в своей финансовой отчетности».
Glencore через «Казцинк» «поддерживала развитие страны в течение последних 20 лет, в том числе посредством периодических стратегических инвестиций в развитие Астаны как современной столицы Казахстана», сказал он.
Представитель Верного заявила, что акции Haileybury были переданы фонду Утемуратова и по казахстанскому законодательству не могут быть переданы ему лично. Школа является «некоммерческой организацией, не приносила и не приносит дохода своим акционерам (в том числе Фонду) и, следовательно, не имеет в своем составе ничего ценного», — сказала она.
Небоскребы, золотые прииски
Покупка Haileybury — не единственная выгодная сделка Glencore с Утемуратовым.
В 2013 году, снова через Казцинк, Glencore инвестировала 13 миллионов долларов в развитие элитной недвижимости Утемуратова Верный-Талан Тауэрс, комплекс, включающий 30-этажный небоскреб, Астана Ритц-Карлтон и торговый центр, всего в квартале от Президентский дворец Назарбаева.
И в том же году Glencore запустила серию сделок, которые фактически подарили казахстанскому бизнесмену миллионы долларов, наряду с золотыми рудниками, которые теперь приносят десятки миллионов наличными.
Как и в случае с инвестициями в школу, для Glencore нет явной выгоды от соглашения, чистым результатом которого стала передача значительного состояния одному из самых доверенных соратников президента.
«Казцинк», дочерняя компания Glencore, и «Верный капитал» объединились, чтобы купить местного золотодобытчика Orion Minerals примерно за 200 миллионов долларов у Ерболата Апсалямова, бывшего парламентария, который возглавляет федерацию любительского бокса Восточного Казахстана и чей сын когда-то из-за проблем с визой не смог приступить к работе. должность руководителя отдела набора персонала футбольного клуба Cardiff City.
«Казцинк» заплатил 176 миллионов долларов за 89,5% Orion, а «Верный» — 20 миллионов долларов за оставшуюся часть. В следующем году, когда цены на золото упали, «Казцинк» выкупил «Верный» за 36 миллионов долларов, фактически передав Утемуратову 16 миллионов долларов.
Кроме того, сделка, которая, как и сделка с Haileybury, никогда не была раскрыта акционерам Glencore, передала казахстанскому бизнесмену Ориону два самых ценных рудника.
Утемуратов выделил рудники в новую компанию RG Gold, которая прогнозировала операционную прибыль в размере 31,8 млн долларов на 2018 год.
Осколки Orion, оставшиеся во владении Glencore, оказались бесполезными, и в 2016 году актив был передан российской горнодобывающей компании «Полиметалл» за 100 миллионов долларов плюс поток роялти, привязанный к международной цене на золото, в результате чего акционеры Glencore потеряли десятки миллионов долларов. долларов.
Предполагаемые запасы золота на рудниках, переданных Утемуратову, никогда не включались в отчеты Glencore, что позволяет предположить, что компания всегда намеревалась выпотрошить Orion из своих основных активов в убыточной сделке, которая оказалась очень прибыльной для друга президента.
Glencore сообщила SourceMaterial в электронном письме, что «ваши описания транзакций не кажутся полными и не учитывают меняющиеся рыночные условия».
Пресс-секретарь Verny заявила, что сделка с RG Gold была «осуществлена по справедливой рыночной стоимости», добавив, что Verny предоставил первоначальным владельцам кредит в размере 20 миллионов долларов в рамках приобретения. «Это одна из причин, по которой нам удалось эффективно заключить сделку на выгодных условиях в октябре 2012 года», — сказала она.
Опасения по поводу отношений Glencore с режимом Назарбаева уже вызывали беспокойство накануне ее размещения в Лондоне в 2011 году.
Оппозиционные партии написали на Лондонскую фондовую биржу, заявив: «Булат Утемуратов, бывший глава администрации президента Казахстана, является совладельцем «Казцинка». Широко распространено мнение, что Утемуратов держит эти активы в интересах Назарбаева».
Они были далеко не одиноки в подобных подозрениях.
В просочившейся дипломатической телеграмме США от 2009 года отмечалось, что Утемуратов «давно ходил по слухам как «личный финансовый менеджер» Назарбаева», а в другой от 2007 года источник привел его в качестве примера «коррумпированности на высоком уровне» и «миллиардера». у кого никогда не было бизнеса».
Утемуратов последовательно отвергает любые обвинения в том, что он извлекал выгоду из своих отношений с авторитарным президентом или что он действует как прикрытие.
Он не является «ни посредником, ни доверенным лицом президента Назарбаева», заявила пресс-секретарь Верного. «С 2008 года он сосредоточился на своей деловой активности, а также на благотворительных инициативах». Он ведет свой бизнес «открыто и прозрачно, основываясь на деловой этике и надлежащей практике корпоративного управления».
На его личном веб-сайте говорится, что его восхождение началось, когда он был отправлен в Вену в качестве молодого торгового дипломата после обретения независимости в 1992 году. Он вернулся «независимым, раскрепощенным человеком», говорится на сайте, «бизнесменом с собственными средствами».
Однако на его сайте первые миллионы схематичны: «Он знает, как заработал свой первый капитал в условиях полного отсутствия правил и законов предпринимательства».
Источник: https://www.source-material.org/