Узбекский конгломерат Orient Group пережил стремительный подъем во время президентства Шавката Мирзиёева.
Он стоит за такими известными брендами, как супермаркеты Makro, Orient Finans Bank и Golden House. На международном уровне он был представлен как ослепительное лицо экономических реформ режима.
Опубликованное сегодня UzInvestigations годовое исследование использует беспрецедентный набор методов отслеживания, чтобы открыть редкое окно в мир корпоративной власти в Узбекистане с использованием Orient Group в качестве примера.
В отчете показано, что быстрое восхождение Orient Group с 2017 года можно отчасти объяснить значительными инвестициями и традициями частного фонда прямых инвестиций, Узбекско-оманской инвестиционной компании и государственного предприятия «Узбекистон темир йуллари».
В ходе расследования Узбекской ССР было выявлено 187 миллионов долларов США инвестиций, сделанных Узбекско-Оманской инвестиционной компанией, которая использует исключительно капитал, предоставленный правительствами Узбекистана и Омана. В общей сложности 86% отслеживаемых инвестиций было направлено в проекты Orient Group.
Государственное предприятие «Узбекистон темир йуллари» дополнительно инвестировало 29 миллионов долларов США в Orient Group, а также обеспечило значительный заказ для предприятий тяжелой промышленности и логистики конгломерата.
Отчет также раскрыл ряд акционеров Orient Group, не раскрытых на теперь офлайн-сайте компании . В их числе Ойбек Умаров, брат Отабека Умарова, скандального зятя президента Мирзиёева, который занимает пост заместителя главы Службы безопасности президента.
Усилия по отслеживанию финансовых операций выявили еще восемь непрозрачных акционеров Scottish Limited Partnership, которые инвестировали 128 миллионов долларов США в Orient Group.
«Обнаруженные нами факты породили первоначальную гипотезу о том, что Orient Group была бенефициаром политического фаворитизма, потенциально антиконкурентного по своей природе», — утверждает соавтор отчета профессор Кристиан Ласслетт.
«Когда мы попытались отговорить себя от этого предварительного вывода, запросив базовые тендерные документы или информацию, которая могла бы объяснить значительный обычай, данный Orient Group, мы не получили ничего существенного от правительства или вовлеченных компаний», — подтверждает профессор Ласслетт.
Умида Ниязова, директор Узбекского форума по правам человека, который является соавтором отчета, заключает: «Мы наблюдаем рост неравенства в благосостоянии в Узбекистане, ускоряемый тем, что кажется в корне несправедливым игровым полем».
«По мере того, как все больше богатств накапливается в руках тех, кто приближается к высокопоставленным государственным чиновникам, связь между чрезвычайной экономической и политической властью становится сильнее. Это серьезная угроза любой перспективе демократизации в Узбекистане », — сказала Ниязова.
Вкратце, этот отчет представляет собой, пожалуй, самый обширный на сегодняшний день публичный профиль крупной бизнес-группы, связанной с семьей президента Узбекистана.
«Этот Power Brief — категорическое предупреждение против анализа процесса рыночных реформ в Узбекистане в отрыве от структур собственности», — заключает профессор Ласслетт.
«Если мы будем изучать только экономические данные и в то же время не будем внимательно изучать, кому принадлежат компании, получающие львиную долю экономических выгод, существует риск того, что в Узбекистане произойдет дрейф к еще большей итерации авторитарного правления. в тишине », — предупреждает профессор Ласслет.
Полный вариант расследования на русском языке
Полный вариант расследования на английском языке
Источник: https://uzinvestigations.org/