Конгрессмен Бенни Томпсон выступил в Конгрессе США, рассказав о тайной схеме зятя первого президента Казахстана Тимура Кулибаева по выкачиванию миллионов долларов из мегапроекта по строительству газопровода в Центральной Азии. Перевод его выступления опубликовал на своей странице в Facebook казахстанский журналист Вадим Борейко.
Бенни Томпсон — конгрессмен от штата Миссисипи в Палате представителей. Выступая 7 мая 2021 года в Конгрессе, он говорил «о ситуации в Казахстане в отношении клептократии».
С учетом того, что казахстанские СМИ молчат об этом событии, мы решили поддержать коллегу в распространении этой информации. На английском языке речь опубликована на сайте Конгресса США.
«Госпожа спикер, сегодня я хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы признать важность двусторонних отношений между Соединенными Штатами и Казахстаном. После распада Советского Союза 25 декабря 1991 года США стали первой страной, признавшей независимость Казахстана*.
После этого администрация Клинтона способствовала выходу казахстанской нефти на мировой рынок через экспортный трубопровод КТК. Американские компании первыми вошли в казахстанскую экономику, но вскоре их оттеснили от наиболее привлекательных проектов китайские компании, которые неизменно выигрывали международные тендеры на приобретение активов.
Сегодня я выражаю растущую озабоченность по поводу статьи, опубликованной автором Томом Берджесом**. В статье содержится информация о просочившихся документах, указывающих на то, что зять бывшего президента Казахстана Тимур Кулибаев разработал схему, в результате которой он получит десятки миллионов долларов по контрактам, связанным с многомиллиардным газопроводом между Средней Азией и Китаем.
Проект Азиатского газопровода должен был ускорить смещение экономической мощи с Запада на Восток. Эти трубопроводы, построенные совместно Казахстаном и Китаем, протяженностью около 2000 миль, будут финансироваться за счет китайских займов.
«Первые две нитки трубопровода будут стоить 7,5 млрд долларов, третья — около 3 млрд долларов, а четвертая [будет построена] после этого».
Автор Том Берджес утверждает: «Кулибаев, входивший в совет директоров российского энергетического гиганта*** с 2011 года, является зятем бывшего президента Казахстана и имеет самые разные деловые интересы: от банковского дела до горнодобывающей промышленности и недвижимости. Как один из самых влиятельных чиновников в стране, он курировал государственные компании, которые заключили контракты на строительство трубопроводов через Казахстан.
Электронные письма, отправленные в период с 2008 по 2014 год и просочившиеся благодаря информатору, содержат подробное описание схемы, которая, по всей видимости, позволит г‑ну Кулибаеву получать долю прибыли от контрактов на трубопроводы, предоставленных ETK, компании, принадлежащей российскому бизнесмену Александру Карманову».
Это не первый случай, когда Тимур Кулибаев привлекает внимание Запада. В 2007 году выяснилось, что он был таинственным покупателем поместья Саннингхилл-Парк ценой в много миллионов долларов, которое королева подарила принцу Эндрю в качестве свадебного подарка. Он также столкнулся с обвинениями в отмывании денег в швейцарском деле, которое в конечном итоге было прекращено.
В настоящее время Соединенные Штаты тратят около 115 миллионов долларов в год на глобальные антикоррупционные программы. К сожалению, многие средства, которые мы вкладываем в борьбу с коррупцией, попадают в многолетние технические программы, которые не могут быстро реагировать на внезапные возможности для реформы управления. Если Соединенные Штаты не вмешаются, авторитарные клептократы отвоюют свои позиции.
Соединенные Штаты должны проявлять инициативу в развитии стратегических отношений и гибких программ, которые позволят нам сохранять актуальность в моменты исторической возможности.
Недавно сенатор США Бен Кардин и сенатор Роджер Уикер, будущие председатель и сопредседатель Хельсинкской комиссии США, соответственно, представили Закон о противодействии российской и другой зарубежной клептократии (Act CROOK), совершенствующий антикоррупционные усилия Америки, которые теперь нацелены на источники клептократии. Act CROOK создаст фонд антикоррупционных действий, чтобы помочь активистам использовать общественное мнение для достижения прочных реформ без каких-либо дополнительных затрат для налогоплательщиков.
Фонд будет финансироваться за счет надбавки в размере 5 миллионов долларов на юридических лиц, подвергшимся уголовным штрафам и санкциям в размере 50 миллионов долларов или более в соответствии с Законом о борьбе с коррупцией за рубежом (FCPA).
Основываясь на данных за последние 10 лет, этот закон должен выделять дополнительно 16 миллионов долларов в год на глобальную антикоррупционную работу. Средства будут накапливаться до тех пор, пока не откроется историческое окно возможностей, после чего средства будут быстро направляться на помощь в установлении верховенства закона.
Борьба с коррупцией является императивом для Соединенных Штатов. Как маяк свободы и верховенства закона, это наш долг и чистейшее выражение наших ценностей. Это также весьма практичная форма мягкой силы, которая способствует нашей национальной безопасности.
Поскольку Казахстан стремится стать стратегическим партнером Соединенных Штатов, я призываю своих коллег присоединиться ко мне и призвать администрацию Байдена рассмотреть этот случай клептократии и коррупции чиновников из Казахстана и заверить, что он будет включен в обсуждение нашим правительством это важной части мира».
Источник: https://kz.media/