Демограф Алексей Ракша, которого уволили из российского государственного статистического агентства после того, как он усомнился в достоверности данных о распространении коронавируса, говорит, что чиновники в российских регионах «рисуют от балды» статистику заболеваемости. Он обвиняет правительство президента Владимира Путина в том, что оно ставит под угрозу общественное здоровье ради своих политических целей.
Президент России Владимир Путин 10 мая в своих комментариях показал оптимистичный настрой относительно ситуации с пандемией коронавируса.
— Ситуация в стране, по оценкам специалистов, является стабильной, — заявил он в Сочи, призвав россиян вакцинироваться.
Согласно официальным статистическим данным по состоянию на 11 мая, в России зарегистрировано 4 896 842 случая инфицирования коронавирусом и 113 976 смертей. Однако многие считают эти цифры сильно заниженными.
Вице-премьер Татьяна Голикова признала в декабре, что данные вызывают сомнения. По ее оценкам, 81 процент из 229 700 случаев «избыточной смертности» за первые 11 месяцев 2020 года, согласно официальным данным, можно связать с COVID-19. Это означает, что число погибших от коронавируса может составлять более 186 тысяч, в то время как статистическое агентство (Росстат) сообщало, что на тот момент общее количество смертей в результате пандемии достигло 57 тысяч.
Известный российский демограф Алексей Ракша считает, что даже эти цифры нереалистичны, тем самым указывая на то, что истинные масштабы пандемии в России, возможно, никогда не будут раскрыты.
— На самом деле мы не знаем, сколько у нас зараженных, — сказал Ракша Радио Свободная Европа / Радио Свобода, добавив, что способы оценки количества инфицированных при отсутствии крупномасштабных эпидемиологических исследований далеки от идеала.
— Это всё оценки. Я считаю, что в России имели вирус в своём организме не меньше трети населения… В Москве и Петербурге — около 40 процентов. Это моя оценка, — продолжает он.
Таким образом, общее число инфицированных коронавирусом с начала пандемии в 2020 году превысило бы тогда 47 миллионов.
ВОПРОС ПРИОРИТЕТОВ
Более того, Ракша утверждает, что в решающие месяцы первой половины 2020 года правительство поставило свои политические цели выше преодоления чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения. В июне и июле 2020 года Кремль провел неоднозначное общенациональное голосование по поправкам к Конституции, которые включали положение, позволяющее Путину баллотироваться еще на два шестилетних срока и потенциально оставаться у власти до 2036 года.
— Проблема России не в том, что у нас столько людей умерло, а в том, что столько людей заразилось. А столько людей заразилось, потому что у нас была такая пропаганда, так людей оболванили и так нужно было царю обнулиться. Вот это наша главная проблема, — сказал он, имея в виду поправку, позволяющую Путину вновь выдвинуть кандидатуру в 2024 году после четырех президентских сроков.
— Наше правительство ради каких-то своих целей потратило жизни около 300 тысяч человек. Конечно же, преимущественно пожилых, но потратило. Если бы всё было сделано грамотно, у нас бы избыточно умерло максимум 150–200 тысяч человек, а не полмиллиона, — добавил он.
Само голосование было проблематичным с эпидемиологической точки зрения, а также спровоцировало большую волну протестных акций по всей стране.
Ракша был уволен с должности демографа в сфере здравоохранения в Росстате в июле 2020 года за выражение сомнений в достоверности подсчета количества унесенных коронавирусом жизней. На тот момент в России было официально зарегистрировано 11 439 смертей от COVID-19, и именно эту цифру правительственные чиновники использовали в своих заявлениях о том, что ответные меры государства на чрезвычайную ситуацию были эффективными. Ракша тогда настаивал на том, что «по меньшей мере 30 тысяч человек умерли от коронавируса».
Он продолжает оспаривать правительственные цифры.
— Я категорически не рекомендую неспециалистам пользоваться данными «Стопкоронавируса» и Роспотребнадзора. Надо вообще забыть, что они существуют, потому что это вредно, это просто дезинформация, — сказал он, подразумевая официальный сайт правительства со статистическими данными по пандемии и государственное агентство по защите прав потребителей, которое также предоставляет информацию о коронавирусе.
По его словам, региональные чиновники под давлением Росстата берут цифры для «статистики» с потолка.
— Ежедневное почти одинаковое число заразившихся — это яркий признак того, что эта так называемая «статистика» просто нарисована из головы, от балды, от руки по линеечке чиновниками, которые позвонили в центр или в соседние регионы, что-то там согласовали, обменялись, подправили, — говорит Ракша и добавляет, что Роспотребнадзор эти данные потом еще раз «причесывает», так что получаются «абсолютно творческие данные… Причем таланты этих художников не очень велики и вызывают скандалы».
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗВОРОТ
Ракша отмечает, что пандемия коронавируса стала серьезным препятствием на пути к давней цели Путина по улучшению демографической ситуации в стране. В период с 2006 по 2019 год правительству удалось увеличить продолжительность жизни в России на восемь с половиной лет.
Однако пандемия привела к сокращению продолжительности жизни почти на два года, вернув страну к уровню 2014–2015 годов. По его словам, женщины пострадали в несоизмеримо большей степени, возможно, потому, что «в составе педагогических и медицинских работников, работников торговли преобладают женщины».
— У них была больше вероятность заразиться и, соответственно, умереть, — сказал он.
Этот демографический тренд необходимо учитывать при подсчете «избыточной смертности» в стране. Просто сравнивая количество смертей в 2020 году с показателем 2019 года, «мы недооцениваем избыточную смертность», считает Ракша.
Кроме того, он отмечает, что в первом квартале 2020 года на самом деле было на 13 тысяч смертей меньше, чем за тот же период 2019 года, что указывает на то, что Россия до пандемии была на пути к еще одному году улучшения демографической ситуации. Принимая во внимание эти факторы, Ракша оценивает избыточную смертность в России в 2020 году примерно в 355 тысяч человек, а к настоящему времени это уже примерно 500 тысяч.
Он придерживается мнения, что все избыточные смерти могут быть непосредственно или косвенно связаны с COVID-19. Правительство сообщило, что в 2019 году снизилась смертность от причин, совершенно не связанных с пандемией, — несчастных случаев, самоубийств, убийств, отравлений, рака, СПИДа, туберкулеза и других. Младенческая смертность также снизилась.
— Но по медицинским рассказам мы знаем, что он [COVID-19] очень сильно влияет на болезни системы кровообращения, на болезни органов дыхания, может повлиять и на смертность от болезней системы пищеварения. О динамике смертности от этих классов причин смерти Голикова нам не сказала, значит, они выросли. Поэтому я думаю, что Минздрав достаточно большую часть умерших из-за COVID доблестно записал вот в эти причины смерти, — рассуждает он. — Нам врут, как будто мы дебилы и лохи. И к нам так относятся. Ну умер и умер холоп. У меня такое ощущение.
Перевела с английского Алиса Вальсамаки.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»