-2 C
Астана
19 декабря, 2024
Image default

Новый «Нур». Полемика вокруг первой «исламской» партии в Кыргызстане

Мык­ты­бек Арстан­бек, лидер кыр­гыз­ской пар­тии «Нур».

Кыр­гыз­ский поли­тик Мык­ты­бек Арстан­бек наста­и­ва­ет на том, что его недав­но создан­ная пар­тия «Нур» при­дер­жи­ва­ет­ся «рели­ги­оз­ных и тра­ди­ци­он­ных» цен­но­стей и в то же вре­мя не име­ет рели­ги­оз­ной повест­ки дня. Но он хочет исклю­чить из Кон­сти­ту­ции Кыр­гыз­ста­на сло­во­со­че­та­ние «свет­ское госу­дар­ство» и начать обще­ствен­ную дис­кус­сию о вве­де­нии шари­а­та в стране.

Мык­ты­бек Арстан­бек — став­ший поли­ти­ком кыр­гыз­ский жур­на­лист, извест­ный про­дви­же­ни­ем ислам­ских цен­но­стей в соци­аль­ных сетях и пуб­лич­ны­ми выска­зы­ва­ни­я­ми, — наста­и­ва­ет на том, что он не рели­ги­оз­ный человек.

Но Арстан­бек так­же под­чер­ки­ва­ет, что его недав­но создан­ная поли­ти­че­ская пар­тия «Нур» (что в пере­во­де с араб­ско­го озна­ча­ет «свет») лише­на рели­ги­оз­ной повест­ки, несмот­ря на заяв­лен­ные пла­ны при­зы­вать к «обще­ствен­но­му обсуж­де­нию» вве­де­ния норм шари­а­та в Кыргызстане.

Мно­гих кыр­гы­зов его заве­ре­ния всё рав­но не убе­ди­ли, посколь­ку заяв­ле­ния Арстан­бе­ка и шаги его пар­тии по-преж­не­му фоку­си­ру­ют­ся на рели­гии и ее роли в обществе.

А недав­но Арстан­бек вызвал неод­но­знач­ную реак­цию, пред­ло­жив этой пре­иму­ще­ствен­но мусуль­ман­ской стране Цен­траль­ной Азии исклю­чить сло­во­со­че­та­ние «свет­ское госу­дар­ство» из сво­ей Конституции.

Эти выска­зы­ва­ния под­верг­лись кри­ти­ке поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей, у кото­рых воз­ник­ли вопро­сы о том, под­дер­жи­ва­ют ли Арстан­бек и его пар­тия ислам­скую систе­му правления.

Арстан­бек поспе­шил опро­верг­нуть это утверждение.

— Ниче­го подоб­но­го, мы не пред­ла­га­ли пере­име­но­вать Кыр­гыз­стан в «ислам­ское» госу­дар­ство. В новой редак­ции Кон­сти­ту­ции есть сло­во «свет­ское», мы про­си­ли убрать это сло­во. Обос­но­ва­ли это тем, что от это­го госу­строй­ство не изме­нит­ся — смысл демо­кра­тич­но­сти и уни­тар­но­сти оста­нут­ся, — заявил Арстан­бек кыр­гыз­ским СМИ.

Как утвер­жда­ет Арстан­бек, «свет­скость» Кыр­гыз­ста­на может дис­кри­ми­ни­ро­вать жен­щин, нося­щих мусуль­ман­ское одеяние.

— Школь­ниц могут не пус­кать в голов­ном убо­ре, опи­ра­ясь на свет­скость, — ска­зал он.

«РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ» ПАРТИИ

55-лет­ний Арстан­бек объ­явил о сво­ем наме­ре­нии создать поли­ти­че­скую пар­тию 12 янва­ря, спу­стя два дня после пре­зи­дент­ских выбо­ров в Кыр­гыз­стане, на кото­рых он бал­ло­ти­ро­вал­ся в каче­стве кан­ди­да­та, но не пре­успел, заняв лишь чет­вер­тое место.

Мык­ты­бек Арстан­бек на теле­ви­зи­он­ных деба­тах во вре­мя пред­вы­бор­ной кам­па­нии в Кыргызстане.

В видео в Instagram’е Арстан­бек ска­зал, что его поли­ти­че­ские цели вклю­ча­ют «рас­про­стра­не­ние исла­ма на поли­ти­че­ском Май­дане и при­вле­че­ние к нему вни­ма­ния людей».

Кон­сти­ту­ция Кыр­гыз­ста­на откры­то запре­ща­ет созда­ние поли­ти­че­ских пар­тий «на рели­ги­оз­ной осно­ве» или «пре­сле­до­ва­ние рели­ги­оз­ны­ми объ­еди­не­ни­я­ми поли­ти­че­ских целей».

14 янва­ря Арстан­бек созвал пресс-кон­фе­рен­цию в Биш­ке­ке и объ­явил, что его новая пар­тия уже заре­ги­стри­ро­ва­на. Он пред­при­нял попыт­ку про­яс­нить, что его пар­тия «осно­ва­на на прин­ци­пах демократии».

— Мы не гово­рим, что наша пар­тия осно­вы­ва­ет­ся на рели­гии, мы гово­рим, что она осно­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах демо­кра­тии. Но мы обя­за­тель­но будем испо­ве­до­вать рели­ги­оз­ные цен­но­сти, — ска­зал он.

По сло­вам Арстан­бе­ка, пар­тия «Нур» ста­нет пер­вым поли­ти­че­ским дви­же­ни­ем в Кыр­гыз­стане, кото­рое будет опи­рать­ся на «рели­ги­оз­ные и тра­ди­ци­он­ные» ценности.

— Мы выне­сем на откры­тые обще­ствен­ные обсуж­де­ния нор­мы шари­а­та и посмот­рим, что полу­чит­ся. Не прой­дет, так не прой­дет, — ска­зал Мык­ты­бек Арстанбек.

Он под­черк­нул, что в повест­ке дня его пар­тии «ника­ко­го ради­ка­лиз­ма» нет.

Нор­мы или огра­ни­че­ния, ана­ло­гич­ные зако­нам шари­а­та, могут ока­зать­ся непо­пу­ляр­ной иде­ей в Кыр­гыз­стане, стране с шести­мил­ли­он­ным насе­ле­ни­ем, кото­рая, воз­мож­но, явля­ет­ся наи­ме­нее рели­ги­оз­ной в Цен­траль­ной Азии. Кыр­гыз­стан был исла­ми­зи­ро­ван намно­го поз­же, чем его соседи.

Но мно­гие счи­та­ют, что кыр­гыз­ское обще­ство, осо­бен­но моло­дое поко­ле­ние, ста­но­вит­ся всё более религиозным.

ПРИЗЫВ К НОРМАМ ШАРИАТА

Ислам и его роль в обще­стве были в цен­тре поли­ти­че­ской про­грам­мы Арстан­бе­ка во вре­мя пре­зи­дент­ской изби­ра­тель­ной кам­па­нии. В теле­де­ба­тах Арстан­бек высту­пал за вве­де­ние в Кыр­гыз­стане зако­нов ислам­ско­го шари­а­та, утвер­ждая, что это повы­сит ответ­ствен­ность людей.

Он пред­по­ло­жил, что стра­на долж­на про­ве­сти эко­но­ми­че­ские рефор­мы, осно­ван­ные на ислам­ских нор­мах эко­но­ми­ки. В недву­смыс­лен­ных выра­же­ни­ях Арстан­бек заявил: «Кыр­гыз­стан не может раз­ви­вать­ся, пока не ста­нет мусуль­ман­ским государством».

Он так­же гово­рил о необ­хо­ди­мо­сти «изба­вить­ся от ате­и­сти­че­ско­го мра­ко­бе­сия» в Кыр­гыз­стане и при­звал мусуль­ман голо­со­вать за него.

На изби­ра­тель­ном участ­ке в Биш­ке­ке в день пре­зи­дент­ских выбо­ров и рефе­рен­ду­ма за изме­не­ние Кон­сти­ту­ции в Кыр­гыз­стане. 10 янва­ря 2021 года.

— Если мусуль­мане хотят вне­сти в свою жизнь рели­гию, то для это­го сего­дня есть воз­мож­ность… Сего­дняш­ний выбор повли­я­ет как на эту жизнь, так и на загроб­ную, — ска­зал он.

Арстан­бек полу­чил все­го 1,7 про­цен­та голо­сов на выбо­рах 10 янва­ря, на кото­рых побе­дил Садыр Жапа­ров, набрав­ший почти 80 про­цен­тов голосов.

СВОБОДА СЛОВА ИЛИ ЗАЛОГ КОНФЛИКТА?

Уро­же­нец рас­по­ло­жен­ной на юго-запа­де стра­ны Джа­лал-Абад­ской обла­сти, Арстан­бек был вид­ным обще­ствен­ным дея­те­лем в Кыр­гыз­стане с 1990‑х годов, когда он начал свою карье­ру жур­на­ли­ста на госу­дар­ствен­ном телевидении.

По про­фес­сии дорож­ный инже­нер, Арстан­бек изу­чал поли­то­ло­гию и пре­по­да­вал жур­на­ли­сти­ку и тео­ло­гию в раз­лич­ных уни­вер­си­те­тах Бишкека.

С 2011 года Арстан­бек так­же явля­ет­ся гла­вой коми­те­та по раз­ви­тию халал- инду­стрии — орга­на, нахо­дя­ще­го­ся в веде­нии санк­ци­о­ни­ро­ван­но­го госу­дар­ством Духов­но­го управ­ле­ния мусульман.

Хариз­ма­тич­ный ора­тор, Арстан­бек актив­но поль­зу­ет­ся соци­аль­ны­ми сетя­ми, что­бы делить­ся сво­и­ми взгля­да­ми на рели­гию и дру­гие вопросы.

Кыр­гыз­ские экс­пер­ты рас­хо­дят­ся во мне­ни­ях по пово­ду заяв­ле­ний Арстанбека.

Неко­то­рые под­дер­жи­ва­ют его взгля­ды, в то вре­мя как дру­гие гово­рят, что он име­ет пра­во на сво­бо­ду выра­же­ния мнения.

Есть и те, кто весь­ма обес­по­ко­ен его рели­ги­оз­ны­ми взглядами.

— На это [заяв­ле­ния кам­па­нии] долж­ны были обра­тить вни­ма­ние пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны и дать свою оцен­ку. Если в поли­ти­ку вме­ша­ли рели­гию, то Цен­триз­бир­ком дол­жен был отстра­нить кан­ди­да­та от выбо­ров. Исполь­зо­вать рели­гию — это очень пло­хая прак­ти­ка, — ска­зал Кыр­гыз­ской редак­ции Азатты­ка Нур­лан Исма­и­лов, веду­щий кыр­гыз­ский экс­перт по пра­ву и теологии.

По сло­вам Ороз­бе­ка Мол­да­ли­е­ва, быв­ше­го гла­вы Госу­дар­ствен­ной комис­сии по делам рели­гий, сре­ди неко­то­рых кыр­гыз­ских поли­ти­ков есть «тен­ден­ция» исполь­зо­вать рели­гию для извле­че­ния поли­ти­че­ской выго­ды и обре­те­ния попу­ляр­но­сти. По его мне­нию, сме­ши­ва­ние рели­гии с поли­ти­кой может при­ве­сти конфликтам.

— Это опас­ная тен­ден­ция. Там, где рели­гия сме­ша­лась с поли­ти­кой, обя­за­тель­но воз­ни­ка­ет кон­фликт… Мы забы­ли при­чи­ну пре­вра­ще­ния «Ислам­ско­го дви­же­ния Узбе­ки­стан» (ИДУ) в тер­ро­ри­сти­че­скую орга­ни­за­цию. У них тоже появи­лись орга­ни­за­ции, наме­ре­вав­ши­е­ся рас­про­стра­нять рели­гию, кото­рые со вре­ме­нем ста­ли ради­каль­ны­ми, — ска­зал Молдалиев.

По сло­вам пред­ста­ви­те­ля комис­сии по делам рели­гий Куба­ныч­бе­ка Аба­ки­ро­ва, ведом­ство в кур­се созда­ния пар­тии «Нур» и заяв­ле­ний Арстанбека.

— Если пар­тия про­шла реги­стра­цию в мини­стер­стве юсти­ции, то в ее уста­ве долж­но быть ука­за­но, что она не име­ет про­ти­во­ре­чий с Кон­сти­ту­ци­ей и дру­ги­ми зако­на­ми стра­ны. В уста­ве пар­тии опре­де­ле­ны цели и пути их дости­же­ния, — ска­зал Абакиров.

Но Аба­ки­ров ого­во­рил­ся, что, если ука­зан­ные цели пар­тии и пути дости­же­ния «были изме­не­ны, про­ти­во­ре­чат зако­нам, соот­вет­ству­ю­щие орга­ны долж­ны при­нять меры».

Во вре­мя пресс-кон­фе­рен­ции в Биш­ке­ке Арстан­бек и его коман­да заяви­ли, что «раз­ра­бо­та­ют плат­фор­му и про­грам­му пар­тии и пред­ста­вят их наро­ду» на пер­вом пар­тий­ном собра­нии, кото­рое состо­ит­ся в кон­це января.

Дед­лайн уже пропущен.

В под­го­тов­ке ста­тьи были исполь­зо­ва­ны мате­ри­а­лы Кыр­гыз­ской редак­ции Азаттыка.

Пере­ве­ла с англий­ско­го Али­са Вальсамаки.

Ори­ги­нал ста­тьи: Казах­стан — Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

архивные статьи по теме

В Казахстане появились первые жертвы ЕНТ

Офшорные тайны президента Казахстана Токаева

Editor

Вчера про Асаинова, сегодня – про Бисенкулова