ДЕЛО О «БЕСПОРЯДКАХ»: ДЕСЯТКИ ПОД СТРАЖЕЙ, НЕСКОЛЬКО В РОЗЫСКЕ
Спустя четыре месяца после потрясших небольшой городок Сатпаев волнений здесь уже ничего не напоминает о ночных погромах. Разбитые окна, поврежденный фасад здания полиции, куда в ночь на 24 июля ринулась толпа людей, восстановлены. Отремонтировано и ограждение вокруг отделения, которое не устояло под натиском группы вооруженных камнями и палками молодых людей. Они двинулись к отделу полиции, когда среди жителей поползли слухи, что подозреваемый в похищении ребенка и надругательстве над ним может уйти от ответственности. После того, как полицейские незаметно вывели предполагаемого педофила (переодев его в форму полиции) из многоквартирного дома, у которого собралось свыше сотни людей, требовавших справедливости, а некоторые — самосуда, погромы учинили в подъезде и квартире подозреваемого.
Сейчас, как рассказывают жители Сатпаева, обстановка в городе стабильная, но несколько напряженная. Десятки людей находятся под арестом в ожидании суда, родственники некоторых задержанных считают, что не все из них имеют прямое отношение к погромам, что кто-то был задержан просто из-за того, что оказался в толпе и попал в объективы видеокамер.
— Мой родственник был задержан, его обвиняют в участии в массовых беспорядках, но он не участвовал в погромах, он просто был в этой толпе, а до этого он вместе с волонтерами искал девочку, — говорит жительница Сатпаева, попросившая не указывать ее данных.
Некоторые жители, ставшие очевидцами тех событий, тоже вызывались на допрос. Среди них — 67-летняя жительница Сатпаева Жанил Рустамбаева.
— Я была среди молодых людей, разговаривала с ними, некоторых уговорила уйти оттуда. Я видела происходящее и тоже попала на камеру, и потом меня тоже вызывали для дачи показаний. Сейчас почти весь город в ожидании суда. Всех волнует, чем всё это закончится. Некоторые жители говорят, что не участвовали в погромах, но их тоже задержали. Надеюсь, следствие справедливо разберется, чтобы не пострадали невиновные люди. Мое мнение, и так же думают многие мои знакомые, что все эти массовые беспорядки кто-то организовал — тот, кто хотел «расшатать» обстановку у нас, — потому что невозможно за такое короткое время собрать такую толпу, повести за собой, устроить погром. К тому же раньше в Сатпаеве тоже были факты педофилии, но такой реакции не было, — говорит репортеру Азаттыка Жанил Рустамбаева.
В департаменте полиции Карагандинской области сообщили Азаттыку, что следственное управление завершает расследование дела «по факту массовых беспорядков» в Сатпаеве. К ответственности привлекаются 54 человека: 44 из них содержатся под стражей, а в отношении 10 лиц избрана другая мера пресечения. Несколько человек находятся в розыске. Известно, что в ходе волнений пострадали сотрудники полиции, сейчас они проходят по этому делу в качестве пострадавших, но точное их количество не называется.
— В ходе расследования в международный розыск объявлены четыре подозреваемых лица, из которых задержано одно лицо, розыск трех подозреваемых продолжается, — сообщил репортеру Азаттыка заместитель начальника департамента полиции Карагандинской области Ернат Калиакпаров.
На официальный запрос Азаттыка полиция дает скупую информацию. Без ответа остался важный вопрос: удалось ли установить тех, кто, по заявлению властей, пытался воспользоваться инцидентом с ребенком «для дестабилизации обстановки» и организовать «провокации».
ДЕЛО О НАСИЛИИ: ГЛАВНОГО ОБВИНЯЕМОГО НЕТ
Между тем завершено расследование уголовного дела по факту «похищения», «изнасилования» и «насильственных действий сексуального характера» в отношении малолетней девочки, известие об исчезновении которой привело в ту ночь к поисковой операции с участием десятков горожан, а затем, после нахождения девочки в квартире подозреваемого — к погромам.
Дело направлено в специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области и будет рассматриваться в закрытом режиме, без участия журналистов.
Репортеру Азаттыка сказали в суде, что сейчас по делу об изнасиловании проходят двое подсудимых. На днях состоялось предварительное слушание. Главный обвиняемый — 62-летний мужчина, которого подозревали в похищении и изнасиловании ребенка, не дожил до суда. Его нашли мертвым в следственном изоляторе в октябре, полиция сообщила, что он повесился.
Суть предъявленных двум подсудимым обвинений следствие не раскрывает. Что конкретно они сделали и как могут быть причастны к происшествию — неизвестно.
Ранее глава МВД и полиция заявляли только об одном подозреваемом — мужчине, который завел девочку в свою квартиру. О том, что есть еще и другие подозреваемые — еще один мужчина и женщина, официально тогда никто не говорил, хотя, как выяснила репортер Азаттыка, эта супружеская пара была задержана 24 июля, сразу после произошедших событий. Супруги находятся в следственном изоляторе.
Связаться с родственниками подсудимых репортеру Азаттыка не удалось. Их адвокат сообщил, что просил о проведении суда с участием присяжных заседателей. Суд удовлетворил это ходатайство. После отбора присяжных суд должен назначить главное судебное разбирательство.
— Когда я вступил в защиту, то дал подписку о неразглашении тайны следствия. Поэтому могу сказать только одно: в отношении моих двух подзащитных нет доказательств в материалах этого дела. Мы ходатайствовали о том, чтобы суд проводили с участием присяжных заседателей, которые пусть определят: совершали мои подзащитные это уголовное деяние или нет. Ранее я писал президенту, но ответ не получил, — сказал репортеру Азаттыка адвокат обвиняемых в изнасиловании ребенка Сайлау Атажанов, при этом отказавшийся сообщить, каким образом его подзащитные оказались причастны к этому делу.
Родители перенесшей насилие девочки после случившегося призвали казахстанцев перестать обсуждать инцидент в социальных сетях и «распространять различную недостоверную информацию» и фото ребенка. Они также заявили, что не приветствуют сбор средств и не нуждаются в финансовой поддержке. Отец и мать ребенка сообщили, что хотят «поскорее забыть то, что произошло».
После событий в Сатпаеве в обществе заговорили в числе прочего о необходимости ужесточения наказания за педофилию. Но советник президента Касым-Жомарта Токаев Ерлан Карин заявил, что насилие в отношении детей уже переведено из категорий преступлений средней тяжести в тяжкие, срок наказания для обвиняемых, в соответствии с поправками, вступившими в силу в начале года, увеличен.
Практически в одно время со случившимися в Сатпаеве волнениями, из-за которых в город ввели спецназ, на юге Казахстана произошло другое ЧП — ссора между молодыми людьми в Туркестанской области едва не вылилась в межэтнический конфликт. Власти тогда заявили о стремлении неких сил провокаторов «дестабилилизировать ситуацию» в стране.
Некоторые независимые эксперты усомнились в версии властей о «провокаторах», выразив мнение, что события в Сатпаеве и Шорнаке указывают на копившиеся годами системные проблемы, в том числе отсутствие доверия к полиции, судам, политической власти в целом.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»