Международная компания по управлению рисками Marsh составила рейтинг главных политических и экономических рисков в 2019 году для стран мира. Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан, согласно этому рейтингу, оказались нестабильными странами. Казахстан и Узбекистан находятся выше, но тоже не дотянули до цифры абсолютной стабильности.
Бизнес, возможно, еще никогда не сталкивался с таким количеством проблем, как сегодня. От развивающихся стран до развитых бизнес и торговля все больше подвержены неопределенности, а политические риски представляют угрозу их деловым интересам», —считают аналитики Marsh.
Составленная ими карта политических рисков 2019, основанная на данных Fitch Solutions, учитывает в том числе такие риски, как продолжающуюся напряженность между США и Китаем, торговые войны, Brexit, грядущие изменения в еврозоне, ядерные программы Ирана и Северной Кореи и напряженность в отношениях между Россией и Западом.
«Переход к многополярному мировому порядку и протекционизму, вероятно, продолжится. Хотя США, Китай, Россия и, в меньшей степени, ЕС и Япония, останутся самыми влиятельными игроками, развивающиеся державы, такие как Индия, Иран, Саудовская Аравия, Турция и Бразилия, будут играть все более важную роль», — полагают аналитики Marsh.
В качестве военных рисков они отметили усиливающуюся геополитическую конкуренцию между США и Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе, и, «поскольку обе страны активизируют военные действия в Южно-Китайском море, то возможно непреднамеренное военное столкновение».
При этом отношения России с Западом будут оставаться напряженными и в 2019 году в результате предполагаемого вмешательства Кремля во внутреннюю политику США и ЕС, инцидента с отравлением Скрипалей в Великобритании, взлома лабораторий в Швейцарии и конфликтов в Сирии и Украине. Все это может привести к усилению санкций США и ЕС в отношении России.
Аналитики Marsh высчитали несколько параметров рисков для каждой страны мира и составили общий рейтинг политических рисков 2019. Согласно ему государства, набравшие менее 49 баллов, признаются нестабильными. Если страна набрала свыше 70 баллов, ее состояние оценивается как стабильное.
У Казахстана общий балл составил 59,2.
Наибольшим риском для Казахстана, по мнению аналитиков, остается неопределенность будущего транзита власти и спекуляции вокруг возможного перехода власти от Нурсултана Назарбаева (которому уже 78 лет и который возглавляет Казахстан с момента обретения независимости) к преемнику.
«Назарбаев еще не объявил преемника, ограничивая, таким образом, время, доступное этому человеку, чтобы подготовиться к приходу во власть. Борьба за власть и возможные выступления за большие демократические свободы по-прежнему являются угрозой для политической стабильности».
Более долгосрочные риски Казахстана связаны с вовлечением страны в усиление геополитической конкуренции в Центральной Азии между Россией, Китаем, США и ЕС.
Узбекистан набрал в рейтинге Marsh 50,6 баллов.
Как считают аналитики, начавшаяся экономическая реформа значительно улучшила перспективы страны после долгих лет изоляции эпохи Ислама Каримова.
Президент Шавкат Мирзиёев, который вступил в должность в декабре 2016 года после смерти Каримова, усилил дипломатию, снизив напряженность в отношениях с соседями по региону, и пусть скромно, но все-таки ослабил внутренний режим. При этом Мирзиёев сохранил жесткий контроль над страной, и голоса оппозиции остаются подавленными.
«Текущие риски Узбекистана связаны с растущей долговой нагрузкой страны, фракционными столкновениями внутри правящей элиты, потенциальным ростом воинствующего исламизма из-за близкого соседства с Афганистаном, водными спорами, а также пограничными и этническими спорами в Центральной Азии».
Туркменистан в рейтинге Marsh набрал 46,7 балла.
Как считают эксперты, в стране действует очень жесткий режим, благодаря которому сохраняется контроль власти над обществом.
«Высокий показатель краткосрочного индекса политического риска в Туркменистане (73,1) отражает силу режима, который является высокоцентрализованным по своему характеру и крепко удерживает общество. А нейтральный международный статус Туркменистана позволил ему поддерживать теплые отношения с соседями и мировыми державами».
В течение 2019 года правительство будет пытаться продвигать вперед либерализацию экономики, что, среди прочего, повлечет за собой сокращение субсидий для населения и прекращение бесплатного предоставления ему коммунальных услуг, что может привести к дестабилизации. При этом нельзя сбрасывать со счетов проблему радикализации ислама, которая волнует все страны Центральной Азии.
Кыргызстан набрал в рейтинге 45,3 балла.
Аналитики Marsh признали его нестабильным государством. По их мнению, в ближайшие месяцы в Кыргызстане будет нарастать политическая напряженность, поскольку между президентом Сооронбаем Жээнбековым и его предшественником Алмазбеком Атамбаевым наметится конфликт.
«В начале октября 2018 года Верховный суд Кыргызстана постановил, что иммунитет для бывших президентов является неконституционным, предписав правительству инициировать законодательные изменения для снятия иммунитета с бывших лидеров страны. Мы считаем, что Атамбаев, вероятно, предпримет шаги, чтобы попытаться восстановить свое влияние и предотвратить предъявление ему каких-либо обвинений».
Долгосрочные риски Кыргызстана связаны с высоким уровнем коррупции, разрывом в развитии между севером и югом страны и потенциальными пограничными и водными спорами с соседними странами. Кыргызстан также будет все чаще оказываться вовлеченным в геополитическую конкуренцию в Центральной Азии, считают аналитики Marsh.
Хуже всего в Центральной Азии, согласно выводам аналитиков Marsh, дела обстоят в Таджикистане. Его страновой рейтинг всего 41,3, и он, как и Кыргызстан, признан нестабильным.
Нестабильность в соседнем Афганистане и возвращение в страну исламистских боевиков из Ирака и Сирии создают негативные риски для внутренней стабильности Таджикистана.
«Политические перспективы Таджикистана остаются нестабильными, поскольку страна медленно движется к переходу власти от президента Эмомали Рахмона к его сыну, что, как ожидается, произойдет в течение следующего десятилетия».
Еще одним риском названа социальная нестабильность из-за высокого уровня бедности и безработицы в стране. При этом Таджикистан стал более закредитованным, поскольку берет кредиты от Китая и заимствует на финансовых рынках. Поддержка и военное присутствие России в Таджикистане и тесные связи с Китаем уменьшают вероятность развала страны из-за возможной гражданской войны, но экономическая неудовлетворенность населения может привести к гражданским волнениям.
Страновой рейтинг Афганистана — 29.1, то есть это чрезвычайно нестабильная страна по меркам Marsh.
Афганистан в этом году, по мнению аналитиков Marsh, столкнется с серьезными политическими испытаниями из-за предстоящих выборов.
«Центральное правительство в Кабуле пытается договориться о мире с талибами, которые контролируют или оспаривают более 50% территории страны. Тем временем президент Ашраф Гани планирует баллотироваться на второй срок на выборах, назначенных на 20 апреля 2019 года. Однако нестабильная ситуация с безопасностью может привести к переносу выборов как минимум на три месяца. К тому же выборы в Афганистане, как правило, усиливают политические риски».
Сегодня США держат в Афганистане 14000 военнослужащих, поддерживающих правительственные силы, и это намного ниже численности западной группировки войск в 2011 году — 150000 бойцов, которой оказалось недостаточно для победы над талибами. Тем временем Исламское Государство уже широко присутствует в Афганистане, что еще больше осложняет усилия по достижению мира в этой многострадальной стране. Но «даже если бы мир был достигнут, политические риски оставались бы высокими из-за этнического разнообразия Афганистана, высокого уровня бедности и неграмотности, де-факто полевого командования во многих частях страны и очень высокого уровня коррупции».
Россия — еще одна страна, которая имеет огромное влияние в регионе Центральной Азии.
Ее общий балл в рейтинге 62.
«Напряжение между Россией и Западом вряд ли уменьшится в 2019 году, тем более что переизбрание президента Владимира Путина в марте 2018 года предвещает продолжение его жесткого внешнеполитического курса. Геополитические риски останутся значительными, поскольку Россия будет продолжать поддерживать восточноукраинских сепаратистов и режим президента Башара Асада в Сирии. Этот фон также повышает вероятность введения новой волны более болезненных санкций США против Москвы».
Внутри страны аналитики Marsh отметили ухудшение рейтингов президента Владимира Путина после сомнительного решения увеличить пенсионный возраст. «Это недовольство, в сочетании с отсутствием повышения уровня жизни россиян, увеличивает риск периодических социальных волнений, хотя это вряд ли дестабилизирует правительство», — говорится в докладе Marsh.
Долгосрочные риски России связаны с возможностью, хотя и очень малой, исламистского мятежа на Северном Кавказе, неопределенностью относительно возможной преемственности Путина на посту президента, отсутствием экономических реформ, слабыми перспективами роста, а также демографическим старением населения и общим упадком.
У другого важного соседа — Китая, страновой рейтинг выше, чем у России — 69,1.
По мнению Marsh, отмена президентом Си Цзиньпином ограничения президентских сроков в 2018 году и консолидация власти вокруг него предвещают хорошие структурные экономические реформы.
«Тем не менее, он создает долгосрочные риски для политической стабильности, разрушая систему сдержек и противовесов при выработке курса и оставляя определенные политические фракции на обочине».
Во внешней среде главной проблемой остается ухудшение отношений между Китаем и США из-за торговли и других вопросов. «Fitch Solutions рассматривает противостояние между Китаем и США как часть долгосрочной экономической, военной и технологической борьбы за превосходство в Азии и за ее пределами в ближайшие десятилетия», — говорится в докладе.
Президент Си Цзиньпин стремится сделать Китай мировой державой, а Трамп привержен политике «Америка прежде всего», призванной «снова сделать Америку великой». «Самоутверждение этих стран повышает риск непреднамеренного военного столкновения в спорном Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях», — считают аналитики Marsh.
В долгосрочной перспективе Китай, по мнению аналитиков, рискует столкнуться с неопределенностью в отношении развития своей политической системы, значительного роста социально-экономического неравенства, демографического спада и ухудшения состояния окружающей среды.
Что касается всего остального мира, то самым нестабильным континентом, согласно рейтингу Marsh, остается Африка, а самым стабильным признан западный мир — страны Европы и Северной Америки.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0