Судя по информации в публичных источниках, аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов при содействии сына Талгата обеспечил себе одно из первых мест в рейтинге областных акимов по показателю привлечения в регион иностранных инвестиций. Однако массового притока денег ждать не стоит. Объясним, почему.
Накануне праздника на сайте акимата Восточно-Казахстанской области появилось информационное сообщение, которое затем перепечатали многие СМИ и сайты – о визите Даниала Ахметова 5–7 марта в столицу Великобритании в рамках сотрудничества с Европейским Банком Реконструкции и Развития.
Позволим себе цитату из этого пресс-релиза: «В завершение встречи сэр Сума Чакрабарти (президент ЕБРР) отметил, что ВКО является лидером среди регионов Казахстана по количеству и сумме реализуемых проектов и вручил «Благодарственное письмо» подчеркнув огромный вклад акима области Даниала Ахметова в реализации инвестиционных проектов».
То есть аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов (кстати, в 2003–2007 годах возглавлявший правительство РК), во-первых, продемонстрировал своим коллегам как нужно работать с крупными иностранными инвесторами, во-вторых, точно обеспечил себе одно из первых мест в рейтинге областных акимов по показателю привлечения в регион иностранных инвестиций. Тем не менее, по нашей оценке, не стоит ожидать массового притока иностранных инвестиций в ВКО.
Дело в том, что Даниал Ахметов относится к той самой категории акимов, которые жестко держат в своем «кулаке» подведомственные им территории, и обойти его практически невозможно, даже если иностранного инвестора лоббирует серьезный казахстанский бизнес.
По словам наших инсайдеров, ключевыми фигурами, определяющими, кто из иностранных инвесторов получит право инвестировать в регионе, являются два человека – сам Даниал Ахметов и его сын Талгат Ахметов, кстати, занимающий 35-ое место в рейтинге самых богатых казахстанцев от Forbes.kz с состоянием 145 миллионов долларов.По данным Forbes.kz, сыну Даниала Ахметова принадлежат: «…ряд компаний Павлодарской области, в том числе АО «Казэнергокабель» (29,9%), ТОО «Павлодарский хлебобулочный комбинат», ТОО «KAZ InterGroup PV», ТОО «ТАСК Холдинг», ТОО «Темиржолшы», ТОО «Глория-фарм», ТОО «Павлодарская кондитерская фабрика», а также ТОО «Ақ сұңқар НТ» и ТОО «Engineering Supply Company» в Астане». Он также является депутатом областного маслихата Восточно-Казахстанской области.
О том, что как оперирует в регионе Талгат Ахметов, не раз писали казахстанские СМИ, например, интернет-ресурсе Ratel.kz год назад в статье Как сын Даниала Ахметова попал в список Forbes.kz.
И, судя по поступающей из Восточно-Казахстанской области информации, с того времени там ничего не изменилось. Об этом свидетельствует история, рассказанная нам инсайдерами, – о том, как не так давно в Восточно-Казахстанскую собиралась прийти одна из крупнейших мировых добывающих компаний – Rio Tinto Group, но не пришла.
Этого инвестора попыталась завести в регион, по словам инсайдеров, семья Мукашевых, занимающая 25 место в рейтинге самых богатых казахстанцев от Forbes.kz с состоянием 215 миллионов долларов. Речь шла о разработке месторождения медно-порфировых руд под Семеем. Предполагалось, что этим проектом займется совместное предприятие, в котором 90% получит специально созданная в оффшорной зоне или государстве с пониженным налогообложением, например, в Нидерландах, компания, с участием Rio Tinto Group и семьи Мукашевых, а 10% получил национальная компания СПК «Ертис». Однако в итоге Rio Tinto Group отказалась от казахстанского проекта и предпочла инвестировать в Монголию. Причина была в том, что с иностранного инвестора потребовали «комиссионные», а также стали ставить иные неофициальные условия. Причем как на региональном, так и на республиканском уровне.
Так, по информации инсайдеров, некто из лиц, принимающих решение в регионе (называлось имя Талгата Ахметова, но мы утверждать это не беремся), через семью Мукашевых озвучил требование к инвестору выплатить «комиссионные» в размере 2 миллионов долларов, а также гарантировать предоставление подрядов аффилированным с ним структурам.
Требование «комиссионных», по информации тех же инсайдеров, поддержал также и представитель министерства по инвестициям и развитию РК (называлось имя Тимура Токтабаева, кстати, выходца из системы КНБ РК, но опять-таки мы утверждать это со всей ответственностью не беремся), но это лицо настаивало уже на сумме в 3 миллиона долларов.
То есть, как мы видим, в Казахстане внутри официального механизма привлечения иностранных инвестиций действует множество неофициальных систем отбора инвесторов. И через это жесткое сито могут «пробиться» либо уж совсем крупные структуры, способные напрямую лоббировать свои интересы в Акорде, либо те, кто согласен платить «комиссионные».
В результате в стране невольно происходит естественный отбор иностранных инвесторов по моральным, точнее аморальным качествам. Благодаря чему в Казахстан в основном приходят компании и корпорации, которые готовы, умеют и не боятся нарушать законодательство как своей страны, так и казахстанское, а также имеющиеся корпоративные нормы.
фото с сайта BNews.KZ
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0