Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев много чего предлагает, но результат от этого совсем невелик.
Как правильно о нем когда-то сказал бывший премьер-министр и нынешний его политический оппонент Акежан Кажегельдин, который живет в изгнании уже почти 20 лет, — “Назарбаев — любитель пройтись по красной дорожке и громогласно заявить о какой-то глобальной инициативе”. Очень часто, если не в большинстве случаев, она ничего не стоит.
Приведу несколько примеров. Когда-то Казахстан уже предлагал взаимную евразийскую инициативу, которая в конце концов из такой амбициозной идеи превратилась в Таможенный союз. Сейчас он связывает Казахстан и Россию и экономически тянет Казахстан на дно.
А в жаркие годы войны в Афганистане в Астане собирались стороны конфликта с мирной инициативой решить конфликт. Посмотрите, что с Афганистаном происходит сейчас. Никакого мира там так и не воцарилось.
Председательство в 2010‑м году в ОБСЕ многие казахские политологи оценивают как “кризис легитимности самой структуры в тот период”.
Или же недавнее месячное председательство Казахстана в Совете безопасности ООН. Абсолютно рутинная должность, но так раздута придворными идеологами и пиарщиками Назарбаева, что можно подумать об огромной чести для Казахстана. Хотя на самом деле — это обычная ротация, через которую проходят все страны-члены ООН.
Чего только стоит еще одна инициатива придворных лакеев президента номинировать его на Нобелевскую премию по миру. Мол, после развала Союза Казахстан вернул все свое ядерное оружие России, как это сделала и Украина, кстати. Но под всякими соусами эту тему продолжают муссировать дальше.
Астанинский процесс в сирийском вопросе тоже в принципе провальный. Стороны переговоров не видят в Казахстане какого-то серьезного партнера, поэтому переговоры проходят в Женеве под эгидой ООН. Конкуренцию им составить сложно, и явно эту конкуренцию не составит Казахстан.
Теперь параллельно с астанинским процессом некоторые казахские чиновники высказывают желание посредничать в переговорах между Штатами и Россией. Тема активно обсуждалось в контексте недавнего визита Назарбаева в Вашингтон. Но это какой-то абсурд – где Штаты и Россия, а где Казахстан?
Все эти инициативы можно рассматривать в контексте удручающей внутриполитической ситуации в стране. Президент Назарбаев уже не молодой, ему 77 лет, экономика в стране застоявшаяся, элитные кланы между собой постоянно грызутся, а он до сих пор не определился с преемником.
Поэтому я бы не спешил придавать большое значение казахским инициативам в международной политике. Как я уже писал выше – инициатив много, но результата мало.
Автор: Питер Залмаев, политолог (США)
Обозреватель, 18.01.2018