Спецоперация Акорды по спасению “Казкоммерцбанка” и его передаче в собственность “Народного банка Казахстана” за две тенге благополучно завершена. Теперь настало время подводить промежуточные итоги и прогнозировать последствия.
Главными выгодополучателями от этой спецоперации стали мажоритарные акционеры «Народного банка Казахстана», то есть Динара и Тимур Кулибаевы, соответственно, дочь и зять Нурсултана Назарбаева, главы казахстанского государства и “лидера нации”.
Оплатили же эту спецоперацию все без исключения казахстанцы.
Ведь 2,4 триллиона тенге, которые “БТА Банк” перечислил “Казкоммерцбанку” в порядке погашения кредита, были получены им от государства в обмен на некие проблемные активы: земельные участки, недвижимость и незавершенные бизнес-проекты, реальная стоимость которых, по нашей оценке, не превышает 10–20% от номинала.
В результате проблема, “утопившая” банк, оказалась переложенной на плечи государства в лице “Фонда проблемных кредитов”. Однако надежда на то, что эта структура сможет “оживить” полученные активы и увеличить их рыночную стоимость до номинала, равна нулю. Хотя бы потому что для этого нужен заметный экономический рост в стране и существенное восстановление цен как на казахстанском, так и на мировом рынке недвижимости.
Однако кроме финансовых проблем закрывшаяся сделка по спасению “Казкоммерцбанка” и его дарению дочери и зятю президента Нурсултана Назарбаева заложила “бомбу”, которая неизбежно “взорвется” через какое-то время. Речь идет о том, что как только станет очевидной невозвратность 2,4 триллиона государственных средств или их большей части, Акорда окажется перед необходимостью кого-то за это публично наказать, хотя бы для видимости.
Список людей, которых власти могут сделать “козлами отпущения”, ограничен. Это экс-руководители “БТА Банка” Анвар Сайденов и Арман Дунаев, а также бывшие руководители и мажоритарные акционеры “Казкома” Кенес Ракишев, Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова.
Поскольку первые двое представляли в “БТА Банке” интересы Тимура Кулибаева, они скорее всего избегут наказания. Зато Кенес Ракишев, Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова представляют собой весьма удобный контингент для привлечения к уголовной ответственности, тем более что Кенес Ракишев является зятем Имангали Тасмагамбетова, которого нынешние обитатели Акорды давно подозревают в президентских амбициях, а Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова не пользуются покровительством кого-либо во власти и поэтому беззащитны.
Единственное, что может спасти обозначенных нами фигурантов, это затяжка во времени. В случае если вопрос об обоснованности расходования и возврате 2,4 триллионов государственных средств, потраченных на спасение “Казкоммерцбанка”, будет поднят нескоро, уже при следующем президенте Казахстана, не исключено, что тема может быть закрыта как неудобная. Но это в том случае если преемник елбасы на посту главы государства не станет проводить ревизию его действий и политики.
Если же второй президент Казахстана начнет ревизию деятельности предшественника, хотя бы для того, чтобы списать накопившиеся в стране и ее экономике проблемы на предшественника, или нанести жесткий удар по Тимуру и Динаре Кулибаевым, то привлечение к уголовной ответственности всех упомянутых нами выше банковских деятелей станет неизбежным. И вот тогда-то общественность узнает наконец все подробности этой весьма сомнительной операции.
Читайте также другие статьи по этой теме: Почему спасли «Казком», Казком» продали, но вопросы остались, Зачем«Казкому» делистинг, «Раздевание» Ракишева, Что стоит за нападками на «Казком»?, Еще одна жертва «дела БТА», За чей счет банкует «Народный»?, Переплатили с гаком, Кто выиграет от слияния?, Какие банки спасут за счет Нацфонда, Зачем Халыку Казком.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0