Напомним, что 23 августа 2017 года председатель правления «Народного банка Казахстана» Умут Шаяхметова провела в Алматы пресс-конференцию на тему консолидированных финансовых результатов возглавляемой ею банковской группы. (Ее откровениям были посвящены наши статьи: Как Умут Шаяхметова утопила Нацбанк и Почему спасли «Казком»).
Из озвученной на пресс-конференции информации стало ясно, что Акорда, спасая «Казкоммерцбанк» от неминуемого банкротства, заодно оказала существенную поддержку и его покупателю. Об этом в частности свидетельствует тот факт, что за финансовый институт, у которого после завершения расчетов с «БТА Банком» на балансе оказалась свободная ликвидность в объеме порядка 1,6 триллиона тенге, было заплачено всего 2 тенге.
Но это не все. Фактически Акорда с помощью правительства и Национального банка сформировала «Народному банку Казахстана» источник крупного, постоянного и малорискованного дохода.
Процитированный ниже текст заимствован нами из соответствующей публикации «Форбс-Казахстан»:
«БТА банк погасил задолженность перед Казкомом на сумму 2,4 трлн тенге. Остаток задолженности в размере 64,8 млрд тенге ККБ списал за счет сформированных провизий. Средства, полученные от выплаты долга, ККБ направил на:
— погашение обязательств перед Национальным банком РК — 625 млрд тенге,
— приобретение государственных казначейских ценных бумаг Министерства финансов РК — 1 трлн тенге,
— погашение обязательств по операциям РЕПО с ценными бумагами — 202 млрд тенге”.
Так вот, 1 триллион тенге, которые “Казком” разместил в государственные казначейские ценные бумаги Министерства финансов РК, обеспечат ему доход порядка 90–100 миллиардов тенге в год. Более точную цифру может назвать только само ведомство, но на аукционе 9 августа 2017 года 5‑летние МЕОКАМ – 60 пятидесятого выпуска c датой погашения 23 января 2022 года были размещены с доходностью 9,2%, на аукционе 14 августа 2017 года 4‑летние МЕОКАМ – 48 пятьдесят первого выпуска c датой погашения 12 августа 2021 года — с доходностью 8,99%.
При этом «Казком» не будет нести соответствующих процентных расходов, так как данные средства его собственные, а не заимствованы у вкладчиков. То есть группа «Народного банка Казахстана» только по этому каналу гарантировала себе годовой доход, сопоставимый с тем, который она получала еще до приобретения «Казкоммерцбанка».
Учитывая, что план выпуска государственных ценных бумаг Министерства финансов РК на 2017 год предполагает размещение на общую сумму всего в 653 миллиарда тенге, причем в мае текущего года — на 77 миллиардов тенге и в июле – на 29 миллиардов тенге, сделка ведомства с «Казкоммерцбанком» носила чрезвычайный, эксклюзивный и нерыночный характер.
Подводя итоги операции про спасению «Казкома» путем вливания в него через «БТА Банк» 2,4 триллиона государственных средств с последующей продажей спасенного финансового института «Народному банку Казахстана» всего за 2 тенге, нужно отдать должное ее организаторам.
В результате их усилий в республике создан суперсистемообразующий банк, который при этом является частным и которому гарантирована государственная поддержка, защита и содействие в любом случае. Даже если вдруг главой казахстанского государства вместо Нурсултана Назарбаева станет другой человек – просто в силу абсолютного размера банка, его места и роли на рынке.
Так что впору спросить госпожу Шаяхметову (которая на своей пресс-конференции 23 августа 2017 года в Алматы на голубом глазу заявила: «Единственные, кто потерял, так это акционеры Казкома. Они вложили в капитал банка около 500 млрд тенге”), а сколько приобрели от этой сделки акционеры “Народного банка Казахстана”? И за чей счет?
Читайте также «Казком» продали, но вопросы остались, Зачем «Казкому» делистинг,«Раздевание» Ракишева, Что стоит за нападками на «Казком»?, Кто выиграет от слияния?, Какие банки спасут за счет Нацфонда, Зачем Халыку Казком.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0