Так, согласно информации новостной службы одного из региональных телеканалов, лицензию на данный вид деятельности по области уже получили три предпринимателя. Региональные представители правоохранительных органов уже выступили с единогласной поддержкой закона и выразили надежды на развитие данного института как конкурентной (!) сферы бизнеса.
“Мы связываем большие надежды с частными судебными исполнителями. Мы полагаем, будет отток исполнительных производств именно в частный сектор. Во-первых, это конкурентоспособность, а во-вторых, у взыскателя будет возможность выбирать либо работать с государственным исполнителем, либо с частным.”
(Саида Сагдат, начальник Департамента по исполнению судебных актов СКО)
Схожее и ещё более радикальное мнение о грядущем “развитии” судебно-исполнительной системы РК озвучил и начальник соответствующего управления при КИСА Галымбек Смагулов:
“В условиях рыночных отношений государство передает часть своих функций в конкурентную среду. При этом вводится абсолютно новый рыночный институт, создаются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Дальнейшее развитие института частного исполнения мы видим в том, что со временем он может вытеснить государственных судебных исполнителей, и возможен полный переход на частную модель исполнения.”
Что в данной ситуации особенно цинично, первый успех данных изменений законодательства преподносится петропавловцам чуть ли не как триумф для всего казахстанского общества, как норма его развития. Первоочерёдная цель данного процесса, учитывая давно развёрнутую банками второго уровня РК войну против ипотечников, между тем, вполне очевидна: снятие ответственности за, порой, абсолютно незаконную деятельность судебных исполнителей с государства, что, в свою очередь, откроет путь к полнейшему беспределу, бесконтрольности и безответственности действий взыскателя по отношению к должнику. Мы не забываем о событиях в г. Петропавловске 26 января 2010 года, когда 82-летнему старику пришлось сражаться с государственными судебными исполнителями, работающими по указке “БТА-Ипотеки”. Теперь же, с принятием данного закона и учреждением института частного судебного исполнения, хищные руки банков при разрешении подобных конфликтов в их пользу абсолютно развязаны.
Мы, социалисты, не можем не выступить с критикой как вышеобозначенных целей данного процесса, позволяющих крупному капиталу оказывать давление на эксплуатируемый им класс без участия в данном процессе бюрократических государственных структур, так и самого закона и, судя по словам уполномоченных чиновников, уже имеющегося плана по переводу судебного исполнения в руки частного бизнеса. Переход на частную модель судебного исполнения делает данный социальный институт уязвимым к кризисам капиталистической системы, что, учитывая его критическую важность в правоохранительной системе, в перспективе является очередной угрозой перехода общества к варварству со стороны неолиберальной политики.
Мы видим решение текущих проблем судебно-исполнительной системы и дальнейший вектор её развития не в узаконивании её приватизации капиталом, а в её подлинной демократизации, поэтому мы выступаем за:
прекращение и отмену всех неолиберальных реформ, коснувшихся важнейших социальных институтов (системы здравоохранения, образовательной, правоохранительной систем, др.) РК
установление демократического контроля организованных трудящихся над функционированием данных институтов