Судя по информации из регионов страны, сейчас во многих местах происходят процессы, сильно напоминающие те, что имели место в Атырауской области во времена «царствования» там Бергея Рыскалиева. Поскольку судебный приговор по делу последнего вступил в законную силу, то мы можем назвать его клан организованной преступной группой, а его самого главарем ОПГ.
Так вот, сейчас в Казахстане начали формироваться новые ОПГ во главе с областными и ниже акимами. Экономический смысл происходящего состоит в том, что только незаконное внеэкономическое давление на местный бизнес позволяет чиновникам быстро и серьезно зарабатывать. Длинные схемы взимания комиссионных с инвестиционных, девелоперских и прочих проектов сейчас малоэффективны в силу недоходности бизнеса.
Одним из таких регионов является Карагандинская область. Отличие происходящего в ней от других областей в том, что главным выгодополучателем от рейдерства там называют председателя Мажилиса Парламента РК Нурлана Нигматулина.
После ареста и осуждения бывшего премьер-министра РК Серика Ахметова у него не осталось сильных оппонентов внутри региона. Из-за того, что внутренний баланс в региональной элите был искусственно сломан, сегодня Нурлан Нигматулин и его брат-близнец могут позволить себе практически все. Так что можно уверенно прогнозировать, что в скором времени главу нижней палаты казахстанского парламента начнут сравнивать с тем же Бергеем Рыскалиевым.
Однако проблемы местного бизнеса неизбежно станут проблемами Акорды. Дело в том, что карагандинский регион не только обширный и находится рядом со столицей, он еще и сложен по своей внутриполитической конфигурации. Это означает, что предприниматели, у которых сейчас «ребята» Нурлана Нигматулина отбирают деньги и зачастую сам бизнес, начнут искать выходы на врагов своего обидчика. Плюс врагов хватает у самого главы Мажилиса, причем некоторые из них имеют немало власти.
Можно предсказать, что в течение одного года – двух Нурлана Нигматулина и его брата-близнеца начнут уже открыто обвинять в рейдерстве, то есть захвате чужого бизнеса и имущества и сборе незаконных податей с предпринимателей. Однако ключевым может оказаться обвинение в организации краж меди с Балхашского медьзавода корпорации «Казахмыс» и ее контрабандных поставках в Китай.
Беда в том, что случай этот — не единичный. Спустя какое-то время ситуация может повториться и в других регионах, где, назначив новых акимов и таким образом решив текущие кадровые проблемы, президент невольно создал ситуацию, когда его новые назначенцы будут «осваивать» местную экономику и стараться перенаправить денежные потоки в руки своих людей.