Предполагалось, что заседание суда для определения меры пресечения главе Союза журналистов Казахстана, задержанного следователями Национального антикоррупционного бюро и подозреваемого в хищении бюджетных средств в особо крупном размере, пройдет в первой половине дня 24 февраля. Однако ни утром, ни днем какого-либо движения в деле Сейтказы Матаева не наблюдалось. Лишь после обеда стало известно, что заранее объявленное закрытым судебное заседание состоится в 17.00 по времени Астаны.
Закрытость судебного процесса вызвала недовольство всех без исключения журналистов, подъехавших к зданию суда Медеуского района Алма-Аты. Обратив внимание на статьи уголовно-процессуального кодекса Казахстана, в соответствии с которыми процесс по делу Матаева не мог быть объявлен закрытым, представители прессы потребовали пустить их в зал судебных заседаний. В итоге после достаточно активных препирательств с охраняющими суд полицейскими, прессу пропустили.
По трем статьям
Попавшие зал суда журналисты сразу же обратили внимание на то, что доставленного на процесс Матаева провели в стеклянный бокс, куда обычно помещают людей, представляющих опасность для окружающих. Вскоре стала относительно понятна и причина этого шага: выступивший прокурор сообщил, что глава Союза журналистов Казахстана подозревается сразу по трем тяжким статьям уголовного кодекса, предусматривающим длительные сроки лишения свободы. В связи с чем, сославшись на ходатайство следователя Национального бюро по противодействию коррупции, сторона обвинения предложила не оставлять Матаева на свободе, а поместить под домашний арест.
Надо заметить, что ни защита Сейтказы Матаева, ни он сам с выдвинутыми обвинениями не согласились. В частности, адвокат Матаева подчеркнул, что его клиент всегда по первому требованию являлся в следственные органы для дачи показаний. “Он представил все необходимые документы. И ввиду того, что близкие моего подзащитного оплатили залог, прошу суд в ходатайстве руководителю следственной группы алма-атинского департамента Национального бюро по противодействию коррупции отказать, и избрать меру пресечения в отношении Матаева в виде залога”, — заявил адвокат председателя Союза журналистов Казахстана.
Матаев: Я Родину покидать не собираюсь
В свою очередь Сейтказы Матаев на суде заметил, что несколько месяцев назад скончался вице-президент Национального пресс-клуба, генеральный директор агентства КазТАГ Александр Кимасов, который и вел всю финансовую документацию, поэтому, находясь под домашним арестом, ему будет трудно ее полностью восстановить. “Я прошу суд дать возможность доказать свою невиновность и разрешить возникшую ситуацию. Это в первую очередь необходимо для меня самого, потому что речь идет о моей чести, достоинстве и деловой репутации”, — подчеркнул Сейтказы Матаев, особо отметив, что не собирается покидать Казахстан.
Выслушав мнения всех сторон, ведущая процесс судья удались в совещательную комнату, где находилась более двух часов. Ближе к 20 часам по местному времени она зачитала решение суда, согласно которому, суд посчитал возможным удовлетворить ходатайство органов досудебного расследования о применении по отношению к Матаеву меры пресечения в виде домашнего ареста, учитывая семейное положение Матаева, наличие троих детей, постоянное место жительства в городе Алма-Ате, а также принимая во внимание собственноручно подписанное заявление Матаева о возмещении государству причинённого ущерба в полном объеме.
Оригинал статьи: DW-WORLD.DE Kasachstan