В Туркменистане ввели талоны на доллары
Мы уже рассказывали нашим читателям о мерах, которые предпринимали власти Туркменистана, чтобы обуздать валютный ажиотаж. Например о том, что они ограничили сумму обмена, усилили наказание за незаконные валютные операции, настоятельно попросили иностранные компании не расплачиваться со своими работниками иностранной валютой и так далее.
Но, вероятно, все эти меры не дали должного эффекта, и республика вернулась к уже опробованной методике выдачи дефицитного товара по талонам.
Напомним, что в истории современного Туркменистана уже был подобный опыт, когда в конце 2010 года власти страны изгнали российскую телекоммуникационную компанию МТС (Мобильные ТелеСистемы). Весь первый квартал 2011 года республику лихорадило, люди выстраивались в огромные очереди к офисам единственного местного оператора сотовой связи «Алтын асыр» («Золотой век»), так как два с половиной миллиона граждан остались без мобильной связи и доступа к «всемирной паутине».
Сначала разрешение на подключение к сотовой связи «Алтын асыр» получили госслужащие и иностранцы, затем настала очередь пенсионеров, инвалидов и ветеранов войны. В марте 2011 года было объявлено, что sim-карты могут купить и обычные граждане. Однако вместо sim-карт очередникам выдавали жетоны с порядковым номером, где указывалось, когда можно подойти в офис компании.
Нечто подобное происходит и сейчас, только талончики выдают на покупку американской валюты. Как сообщает сайт «Альтернативные новости Туркменистана» (АНТ), люди с вечера занимают очередь у банка, чтобы утром получить талон, дающий право на покупку иностранной валюты.
«Талон — это такой купон, в котором указаны время и филиал банка, во сколько и куда необходимо явиться для покупки долларов. Благодаря этому, у окошек, где выдается валюта, больше нет прежних длинных очередей, не существует написанных от руки списков с фамилиями, не слышно ругани и нет потасовок. Зато все это теперь можно увидеть ночью, перед закрытыми банковскими офисами. Люди занимают очередь, пишут свои фамилии на листе бумаги, эта бумага теряется, составляется новый список, периодически проводятся переклички. Если кто-то не откликается на свою фамилию, его тут же вычеркивают из списка, потом отсутствовавший человек вдруг появляется и устраивает скандал, из-за того что оказался вычеркнутым», — сообщает издание.
Еще одной мерой, чтобы сбить валютный ажиотаж и спекуляции, стало решение обязать все иностранные компании с 1 января 2016 года зачислять на банковские карточки зарплату своим сотрудникам в национальной валюте — манатах. К слову, в Туркменистане законодательство не запрещает иностранным фирмам расплачиваться с работниками в СКВ.
В свою очередь ресурс «Хроника Туркменистана» отмечает, что правоохранительные органы пытаются бороться с очередями у банков.
«Очереди за валютой, выстраивающиеся во всех городах страны, демонстрируют не только недоверие населения к национальной валюте, но и количество людей, не имеющих постоянной работы», — сообщает сайт и предполагает, что безработных используют спекулянты, кто наживается на курсах покупки/продажи СКВ на «черном рынке».
В комментариях к указанным статьям люди уточняют, что талонов выдают немного, на всех не хватает, а валюта людям нужна не только для «черного рынка», но и для детей-студентов, обучающихся за рубежом.
В завершении отметим, что, пожалуй, только в Туркменистане власти упорно держат стабильный курс доллара к манату. В Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане и России местная валюта отправлена в свободное плавание, в Узбекистане процветает «черный рынок», где происходит обмен по реальному курсу. В Таджикистане власти пытаются сдерживать курс доллара, но получается это плохо. И только в Туркменистане валюта застыла на отметке 3,5 маната за один доллар США.
По мнению наблюдателей, так долго продолжаться не может и, скорее всего, власти будут вынуждены провести еще одну девальвацию. «В настоящий момент страна неплатежеспособна, валютные резервы иссякают, дохода нет, а государственных затрат становится все больше, взять хотя бы сферу строительства», — говорит источник АНТ в правительстве Туркменистана.
Во всяком случае, цена на нефть не растет, а цена на газ (основной экспортной потенциал страны) привязана к нефти. Например, по оценке Фонда национальной энергетической безопасности, в четвертом квартале прошлого года средняя цена российского газа составляла $350 за 1 тыс. кубометров, а в последнем квартале 2015-го, по предварительным прогнозам, будет уже около $205. Вряд ли эти показатели будут сильно отличаться в Туркменистане. Так, что «палить» свои резервы страна долго не сможет, а значит рано или поздно, но туркменский манат будет вынужден отправиться в свободное плавание.