Режим в Казахстане изо всех стремится превратить парламент страны в глазах Запада во вполне легитимный орган власти. Собственно, поэтому в последние дни из уст президента Назарбаева и его окружения столь часто звучит слово «многопартийность». Российские эксперты, комментируя этот новый феномен политической жизни Казахстана, довольно уверенно называют две партии, которые, по их мнению, однозначно, окажутся в Мажилисе: «Нур Отан» и «Ак Жол». Но будет ли это означать появление в стране реальной многопартийности? Отнюдь, говорят аналитики.
По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Павла Салина, речь идет лишь о формальной многопартийности, потому что на самом деле эти партии — две фракции одной. «Это как у нас “Единая Россия” и “Справедливая Россия”», — отметил аналитик.
Причины же досрочных выборов аналитик увидел в стремлении Назарбаева сделать так, чтобы парламент на Западе признали более легитимным и снизить градус напряженности в обществе.
«Власти очень тревожит ситуация с терактами. Ведь впервые за долгие годы они были вынуждены признать, что в республике существует вооруженное исламистское подполье. А как показывает опыт, проблема борьбы с ним заключается не столько в том, что некие внешние силы их поддерживают, стремясь навредить стране, сколько в том, что в обществе назрело недовольство и оно готово поддерживать исламистов, а определенные члены общества под лозунгами исламистов готовы даже жертвовать своей жизнью», — сказал Салин.
Сейчас Казахстан дошел до той точки, до которой российский Северный Кавказ (по крайней мере, отдельные республики) дошел еще 10 лет назад, считает эксперт. Например, еще лет 10 назад Дагестан был относительно свободной республикой, а сейчас там идет гражданская война.
«Поэтому в Казахстане необходимо повысить легитимность власти и парламента, а также создать иллюзию, что парламент представляет интересы не только правящей группы, — сказал Павел Салин. — Но проблема почти всех постсоветских режимов в том, что больше, чем на иллюзию, они идти не готовы. Однако в России общество воспринимало иллюзию многопартийности только в нулевые годы, тогда и уровень легитимности власти был достаточно высок, а сейчас нет. Между тем опыт показывает, что в Казахстане с поправкой на пару лет происходят те же события или зарождаются те же тенденции, что и в России».
Какие же новые события ждут Казахстан после выборов? Отправится ли правительство в отставку, как предполагает министр финансов Болат Жамишев? Российские эксперты, кстати, не исключили такой возможности.
«В Казахстане выборы будут под контролем, и “карманная” партия президента получит абсолютно все, что желает, — считает доктор исторических наук, профессор, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Не думаю, что парламент после выборов будет вновь состоять из одной партии, но ситуация в корне в стране не изменится. Назарбаев временами позиционирует себя в качестве мягкого авторитариста. Но то, как заигрались с парламентом в последний раз, выглядело не совсем солидно. Поэтому сейчас они (власти — авт.) хотят
Мнение профессора Малашенко разделяет и политолог Павел Салин. «Предположение об отставке парламента вполне оправданно, потому что отставка правительства — это тоже повод сбить народное недовольство, — отметил аналитик. — Вопрос в том, откуда казахстанская власть черпает свою легитимность. Вот в России власть свою легитимность черпает от Путина. Поэтому Путин — это константа российской властной системы, ее трогать нельзя. Потому что если рухнет рейтинг Путина, то треснет вся властная система. В Казахстане политическая система черпает свою легитимность, видимо, из рейтинга Назарбаева». И если это так, то по аналогии с Путиным его трогать нельзя, а всех остальных — министров, депутатов, да кого угодно — отправлять в отставку можно и даже полезно. Полезно для самой власти, потому что позволяет выпустить пар у недовольного властью народа, при этом ничуть не повредив режиму.
Visit site:
Многопартийность – уход от реальности