Наши зеленые… «враги»
После ряда публикаций в прессе, призывающих к массовой вырубке «старых» и больных деревьев, кажется иначе и нельзя назвать зеленые насаждения Алматы. «Природоохранный топор» становится вершителем судеб тысяч без вины виноватых деревьев. Иллюзия – все очень просто: нет деревьев, нет проблем. А может быть наоборот, чем их меньше, тем у нас больше проблем?
Самая страшная ложь – полуправда
Каких только бед не приписывают зеленым «врагам», какие только несчастья не несут они алматинцам. Падают на крыши, на автомобили, на проезжую часть, рвут провода, разбивают окна. Почему же они вдруг так ополчились на горожан? В чем причина того, что из зеленых друзей, деревья вдруг превращаются в зеленых «врагов»?
Говорят, что самая страшная ложь это – полуправда. В случае с зелеными насаждениями дело обстоит именно так. Действительно в городе много деревьев, состояние которых можно определить как неудовлетворительное. Но откуда они вдруг появились в таком количестве?
Начнем с вопроса: много ли в городе старых деревьев? Судите сами. Алматы – 157 лет! Продолжительность жизни основных древесных пород, произрастающих на его территории и в окрестностях, почти такая же: груша – 50–300 лет, береза – у разных видов от 40 до 120–150 лет, вяз, в том числе, карагач – 80–120 лет (иногда до 400–500), тополь – у разных видов от 60–150, клен – 150–200, липа – обычно до 150, иногда доживают до 1200–1300 лет. Есть и долгожители: яблоня дикая – до 300 и более, ясень – до 150–350 лет, лиственница – доживает до 300–400, а некоторые деревья до 800–900 лет, сосна – обычно 150–500. Ель Шренка – живет 400–500 лет, иногда у верхней границы леса до 600 лет . Средняя продолжительность жизни дуба 400–500, однако некоторые виды – до 1000 и более лет.
100 лет назад площадь городской территории была во много раз меньше, а значит и большая часть городских насаждений появилась в процессе развития города. Чем же иначе на протяжении десятилетий занимался «Зеленстрой» , который, согласно статистике, ежегодно высаживал тысячи деревьев? Выходит, что зеленое убранство города представлено разными поколениями, и подавляющая часть их находится в возрасте очень далеком от предельного. Вот здесь и хочется воскликнуть: «Послушай, ври да знай же меру!».
Согласно «Правилам содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы» с целью «учета и получения достоверных данных о количестве, качестве и состоянии зеленых насаждений в городе», «обеспечения достоверной информацией населения» и органов власти ведется учет и составляется реестр зеленых насаждений. Согласно «Инструкции по созданию зеленых насаждений города Алматы, осуществлению технического надзора и ведению мониторинга» уполномоченным органам «с целью получения объективной информации о состоянии зелёных насаждений города Алматы рекомендуется создать специальную систему мониторинга».
Прекрасно, сделайте доступными данные инвентаризации и реестр для горожан, чтобы каждый мог видеть реальное положение дел (между прочим, Акимат уже третий год обещает обнародовать эту информацию). Иначе, когда мы говорим «старые деревья», получается, что большинство зеленых насаждений Алматы имеет возраст около 150 лет. А деревья долгожители должны были расти ровными квадратами и аллеями задолго до появления города.
Неудобная правда
Что же делать с тысячами сухих и больных деревьев? Выхода нет, их надо убирать. Но почему их так много? Большое количество деревьев гибнет из-за отсутствия ухода и особенно полива. Ни для кого не секрет, что арычная система не работает уже почти двадцать лет. На ближайшее будущее намечена реконструкция 135,5 и строительство 56,5 километров меридианных арыков в Алматы (2‑я очередь строительства), но пока что-то не видны результаты первой очереди.
Даже в Центральном парке культуры и отдыха (ранее им. М.Горького) ситуация катастрофическая. Раньше в парке были пруды, по его территории протекала речка, да и расположен он рядом с рекой Малой Алматинкой. Но сейчас в парке сохнут (и уже засохли!) сотни деревьев, в том числе и вековых дубов, еще недавно бывших в прекрасном состоянии. В этом легко убедиться, подняв материалы проводившейся лет десять назад инвентаризации зеленых насаждений парка. Что же случилось с деревьями за этот период? Ответ лежит на поверхности. Частные хозяйствующие субъекты, заполучив парк в управление, в целях экономии прекратили полив. Затем в центре его построили аквапарк, осушив на длительный период нижний пруд, изменив тем самым гидрологический режим прилегающей территории с находящимися на ней насаждениями. Но и этого было мало.
Желая привлечь побольше людей в увеселительные заведения, посреди парка на значительной площади вырубили деревья и создали автомобильную стоянку на десятки машин. Теперь парк открыт для въезда автомобилей, которые размещаются не только на стоянке, но и на газонах под деревьями. И никого (в том числе экологические службы и власти города!) не волнует, что выхлопные газы скапливаются на этой мало продуваемой территории, отравляя не только многочисленных посетителей, включая детей, но и растущие там деревья и кустарники.
А сколько деревьев засыхает на выкупленных в частную собственность участках городской территории, которые постепенно превращаются в свалки и пустыри. И землевладельцев ничуть не смущает то, что в вышеупомянутой Инструкции четко указано: «2.2. Сохранению и защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Алматы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения произрастают». А кто подсчитывал, сколько деревьев, окруженных асфальтом или бетоном почти до самого ствола, сохнет вдоль дорог, рядом с останками арычной системы! Между тем в заказных статьях нагнетается ажиотаж, раздаются панические крики об угрозе жителям и их домам, исходящей от этих несчастных растений. Не лучше ли задуматься над несколько искаженной крылатой фразой Мичурина: «Нам нечего ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали».
В упомянутых выше «Правилах содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы» лишь один раз встречается слово полив. И это в нашем сухом и жарком климате! Не упоминаются в Правилах ни нормы полива, ни режим, ни расход воды. Не говорится об ответственности собственников за содержание зеленого фонда. Нет в них и указаний по уходу за больными растениям, по формированию кроны и омолаживанию деревьев. Большая часть документа посвящена всем видам рубок! Как будто речь идет о правилах лесоповала, а не о правилах содержания растений. Зато в Инструкции, которая была опубликована на сайте Управления природных ресурсов и регулирования природопользования в конце 2010 года, а затем по неясной причине спрятана в один из его отдаленных уголков, есть соответствующие указания. Может быть, именно поэтому Инструкцию припрятали, чтобы обеспечить недоступность информации, для слишком больших любителей деревьев.
Ничего не говорится в Правилах и о продлении жизни растений в городских условиях. Хотя общеизвестно, что многие деревья очень плохо переносят загрязнение воздуха и почвы, некоторые виды просто гибнут. Наиболее уязвимыми породами являются хвойные. Но в последнее время именно их все больше и больше используют для компенсационных посадок (меньше листьев, меньше платишь дворнику), обрекая на медленную гибель. Многие алматинцы знают, что листья деревьев в конце лета покрываются корочкой пыли, иногда толщиной в 1–2 миллиметра. Такие деревья рекомендуется отмывать специальными очистительными составами. Но о какой отмывке листьев может идти речь, когда ни Правила, ни Инструкцию практически не соблюдают!
Вот так и рождаются мифы и легенды о старых злобных древесных монстрах, с которыми сражаются уполномоченные «герои» с пилами. А в оправдание появляются радужные отчеты об улучшении качества воздуха, несмотря на продолжающуюся уплотненную застройку, на бесконечные рубки деревьев, ухудшение качества бензина, увеличение количества автомобилей, сокращение площадей скверов и парков. Настоящий Алматинский феномен!
Город не является естественной средой обитания для растений. Урбанизация изменяет почти все компоненты природной среды – атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунты и даже климат. Перепады температур, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями значительны. Причем изменение одних природных условий неизменно вызывает изменение других. И если мы хотим сохранить городские зеленые насаждения, то за ними надо ухаживать, прилагать усилия, делать все по правилам. В Европе лечат больные деревья, дорожат старыми, берегут их как памятники. Например, гордостью Франции являются дубовые леса, посаженные при Людовике XIV в конце 17 века. И ни у кого даже не промелькнет мысль о том, чтобы рубить деревья, которым более двадцати лет, да еще и «вне зависимости от качественного состояния насаждения». Более того, зеленые насаждения имеют огромное санитарно-гигиеническое и эстетическое значение. Чтобы сформировать благоприятные условия для жизни населения, в крупных городах мира сохраняют и создают зеленые массивы, занимающие 30–40% их территории. В Москве, например, растения занимают около трети ее площади.
Ценность древесной растительности в том, что её жизнедеятельность основана на уникальном процессе фотосинтеза, в ходе которого лучистая энергия Солнца превращается в энергию химических связей органического вещества. Ежегодно в процессе фотосинтеза на Земле образуется около 150 млрд. тонн органического вещества. Растения поглощают около 300 млрд. тонн углекислого газа и выделяется около 200 млрд. тонн свободного кислорода. За вегетационный (теплый) период один гектар леса поглощает 20–25 тонн углекислого газа и выделяет 15–18 тонн кислорода. Достаточно сказать, что одно дерево средней величины за 24 часа выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Основная фотосинтетическая активность осуществляется в листве, и чем больше листовая поверхность, тем больше получается кислорода. Таким образом, призывы к выращиванию 20-летних деревьев и массовая бездумная обрезка зеленых насаждений с неимоверным сокращение объема кроны, оборачиваются снижением их продуктивности. При этом нарушается и другая, очень полезная функция деревьев – задержание пыли. Ведь известно, что один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных – около 100 тонн. Насаждения выполняют и шумопоглощающие функции, которые тоже зависят от размера кроны и облиственности деревьев. Здесь комментарии излишни.
Кому это выгодно?
Если Вам говорят, что надо рубить деревья во имя общественной пользы – не верьте. Известный американский экономист Пол Хейне в подобном случае советует вспомнить старинное правило: «Ищите того, кому это выгодно!»
А выгодно это инвесторам, которые не скупятся, рассыпая деньги налево и направо, чтобы получить землю в городе под офисы, торговые и развлекательные центры, бензоколонки, новую застройку. Выгодно тем, кто имитирует активные природоохранные мероприятия, а под их видом осваивает, а может быть, и присваивает немалые суммы денег. Какие-то крохи с барского стола перепадают людям, готовым браться за любую работу. Пользу извлекают и те, кто использует деревья как топливо, и те, кто их продает на дрова. Недаром «уход за деревьями» становится особенно интенсивным перед началом отопительного сезона.
Выгоду получают далеко не все горожане! Зато страдают все!
Страшно то, что газетная ложь о «бесполезности» и «опасности» древесных насаждений, часто принимается доверчивыми людьми за истину. А ведь уполномоченные «герои» с пилами в буквальном смысле пилят сук, на котором мы все сидим.
В.В.Крылов, С.Г.Куратов.
Источник: www.socialismkz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Read the article:
Кому выгодно вырубать Алматы?