Разговоры “про политику” пугают власть
«Если анализировать события последнего времени — блокировку интернет-сайтов, судебные процессы над СМИ, то задержание гражданских активистов проходит в рамках процесса усиления контроля над общественными процессами. Это определенное давление с целью умерить активность некоторых граждан», — сказала директор Центральноазиатского фонда развития демократии в интервью НАКАНУНЕ.kz.
По мнению Толганай Умбеталиевой, власть усиливает контроль в страхе столкнуться с волной протестов.
«Есть мнения, что арест активистов может быть связан досрочными парламентскими выборами. Но на мой взгляд, усиление контроля над ситуацией идет в связи с экономическим кризисом. После девальвации тенге пошел постепенный рост цен, и есть вероятность повышение социальной протестности. Власти пытаются блокировать любые информационные ресурсы и общественных деятелей, которые могли бы сподвигнуть население на активные шаги, чтобы еще жестче контролировать ситуацию, чтобы не было выхода в зону «радикализации», — пояснила политолог.
Толганай Умбеталиева полагает, что власть активизировалась в плане усиления контроля, потому что в обществе наблюдается активность.
“Если помните, после февральской девальвации в прошлом году волна протестов пошла из Алматы, поэтому сейчас акцент делается именно на этот город. В последнее время южная столица политически активизировалась. Довольно откровенные разговоры политические в обществе идут именно от активистов, находящихся в Алматы. От слов вполне могутлди перейти к действиям, и это не может не беспокоить власть, — убеждена эксперт.
Отвечая на вопрос, почему под прицел попали именно Нарымбаев и Мамбеталин, она сделала краткий анализ их действий.
«В последнее время Ермек Нарымбаев очень резко эмоционально высказывается. Но и в принципе он в противостоянии с властью занимает достаточно радикальную, непримиримую позицию. Его закрывали уже не раз, на 15—20 суток, и если ему еще раз дадут арест, думаю, это его не остановит. Он будет продолжать активные действия, поэтому не знаю, насколько эффективно будет давление на него», — считает политолог.
«В случае с Мамбеталиным, известно, что он особо не выходит за «буйки». Его политические взгляды достаточно взвешены, публикации в рамках закона, и, самое главное в его позиции есть всегда призыв к диалогу с властью. Поэтому с этой точки зрения мне не совсем понятен арест Мамбеталина. Но надо учитывать, что оба этих политика в последнее время занимают очень активную позицию», — заметила г‑жа Умбеталиева.
В отношении событий, спровоцировавших арест активистов, считает: “Лично я категорически против всяких теорий заговора. И не думаю, что Мухтар Шаханов пойдет на какие-то интриги с чьей-то подачи. Скорее всего, это его личная позиция. Хотя совпадения одинаковых заявлений наводит на мысли. Но нужно учесть, что внутри национал-патриотического движения есть свои противоречия. Что касается «желтоксановцев», то известно, что многие из них давно стали инструментом в руках власти, поэтому тут особо нечему удивляться”, — заключила Толганай Умбеталиева.