БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ
Часть I
«Герой Шанырака» о событиях 14 июля 2006 года, их причинах, последствиях и «генном архетипе»
Это первое его интервью за девять лет – с лета 2006 года. Шесть из них поэт-воин находится в одиночной камере (сейчас в карцере), откуда он и отвечал на наши вопросы. Отвечал обстоятельно и много – на 26 страницах. Получился монолог с ответвлениями, выражением эмоций и смеха (в виде шутливого «ха-ха-ха»), и сегодня мы представляем первую часть заочной беседы с Ароном Атабеком (Едигеевым). С некоторыми сокращениями, но сохраняя стилистику автора, «откорректированную» обстоятельствами написания письма.
Гены сработали
ADAM: Арон, прошло девять лет после «шаныракского противостояния». Мы были там вместе и все видели собственными глазами. Конечно, изменить прошлое нельзя, но если бы это было в ваших силах, что бы вы изменили? Может быть, поступили по-другому?
АТАБЕК: В психологии есть такое понятие – «генный архетип». То есть каковы гены, таковы поступки. Особенно это проявляется в экстремальных ситуациях – когда нет времени на обдумывание и все происходит на уровне рефлекса. У казахов – гены (древнего периода) батыров и бунтарей. На этой генетике и была построена вся система так называемой «военно-кочевой демократии». Каган (хан) имел авторитет, прежде всего моральный! Любая попытка силой склонить племена к повиновению приводила к затяжной междоусобице. Ибо каждый казахский род представлял собой самостоятельную армию, практически государство в государстве. В этих условиях каган (хан) должен быть кристально чист, бескорыстен, быть признанным героем, храбрецом и мудрецом, великим дипломатом! Чтобы любой казах мог сказать (при случае) ему в лицо:
Хан емессің, қысқырсың
Қос албасты бысқырсың!
(Ты не хан, выродок волчий,
Ты двуглавый гад ползучий!)
Эти слова поэт-воин Махамбет сказал хану Жангиру в XIX веке.
И в Шаныраке, в день «взятия Бастилии» (14 июля 2006 года) – мы сказали свое, «генному архетипу» соответствующее СЛОВО! Подкрепили ДЕЛОМ! В Шаныраке-2006 проявилось столь редкое для нынешних казахов ЕДИНСТВО слова и дела. И если бы ситуация повторилась – я бы сделал то же самое. Впрочем, с одной оговоркой.
«Экстрим!»
АТАБЕК: Тогда в режиме экстрима я подумал, что достаточно одного. Ибо, как нас учили в школе – жизнь человеческая БЕСЦЕННА! И я был уверен, что войска остановятся! Ибо даже по инструкции МВД РК (ее нам уже на суде зачитывали) «при появлении заложника все боевые действия ПРЕКРАЩАЮТСЯ и начинаются ПЕРЕГОВОРЫ»! Но я не учел (экстрим), что все они, отдающие и выполняющие приказ – это НЕ люди! Это – зомби, привыкшие грабить и убивать безнаказанно (ибо никогда никто не оказывал им силового сопротивления). Что для них жизнь человека? Да плюнуть и растереть! За жулика-акима, который продал (!) землю Шанырака (на которой люди к 2006 году жили уже 16 лет и получили ее по решению горисполкома при Нуркадилове, ныне покойном) и теперь, используя войска МВД РК, осуществляет геноцид против граждан РК… И этот час «жертвоприношения», «час Х», наступил для старшего лейтенанта Асета Бейсенова 14 июля 2006 года.
Как это было? Как только заложника вывели на площадь, я побежал в мент-штаб и сказал: «Все, это последний шанс! Отведите войска, иначе мент будет сожжен заживо!»
Полковник Самалихов (руководитель операции) тут же связался с МВД в Астане. На проводе – замминистра Шпекбаев. Громкая связь. Самалихов докладывает: «Заложника вывели, привязали к столбу, облили бензином. Атабек прибежал, уверяет – это последний шанс, иначе полицейский сгорит заживо! Просит отвести войска». Шпекбаев: «Я докладываю министру!», не отключая громкой связи. Голоса неразборчиво. Через минуту вновь Шпекбаев: «Приказ министра – атаковать и отбить заложника!»
Ха-ха-ха! Я, как капитан запаса СА и выпускник военной кафедры КазГУ, ужаснулся! Ибо даже гражданскому лицу ясно, если полдня идет битва (этот термин точно характеризует событие Шанырак-2006) и 5 тысяч ментов (половина – спецназ) разбегается (!) от 2 тысяч жителей Шанырака, защищающих свои дома (единственное жилье), как Родину от фашистских захватчиков! С камнями и «коктейлями Молотова» в руках! И мужчины, и женщины! И старики, и старухи! И даже дети (казахские гавроши!). То как «отбить»? Ведь достаточно секунды, чтобы чиркнуть спичкой – и человек (пусть даже мент, пришедший разрушать дома) сгорит заживо! А с ним наверняка еще и женщины, и дети! Ибо женщины и дети тоже облили себя и детей бензином! Массовая истерия! На грани массового суицида! И этот ГЕНОЦИД творит сама власть! И холеный подлец министр из далекой Астаны отдает равнодушный приказ: «Атаковать и отбить заложника!» Ха-ха-ха!
Но тем не менее я иногда думаю, что если бы вывели сразу
4‑х заложников, возможно, министр МВД не решился бы отдать заведомо преступный приказ в режиме онлайн. Возможно, пришлось бы связаться и с главой Администрации президента, и с секретарем Совбеза, и с другими чинами. Возможно, возникла бы пауза, и за это время можно было бы что-то решить. Но, увы, увы – случилось то, что случилось. А ведь на военной кафедре КазГУ, а потом в армии и на офицерских сборах нас учили, что появление заложника – это конец штурма и начало переговоров.
Увы, увы… думаю, министр Мухамеджанов не служил в армии, на офицерские сборы не ездил и надел мундир генерала лишь после того, как пересел из кресла министра юстиции в кресло министра МВД. И, думаю, даже ту самую инструкцию МВД он не удосужился прочитать. Ха-ха-ха! Вот уж воистину: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (Крылов, если кто забыл). А в РК на всех должностях одни «сапожники»!.. В общем, сплошное кино с элементами ужаса, абсурда и порнухи.
«Пастухи пастухов»
ADAM: Сейчас, к сожалению, память о событиях в Шаныраке стерлась. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы такое не забылось и не превратилось в декорацию без политического решения как Желтоксан 1986 года?
АТАБЕК: Увы, в этом я тоже вижу все тот же национальный «генный архетип». Но с оговоркой: уже не древних казахов-тенгрианцев (ариев, саков, гуннов, тюрков, татаро-монголов и т. д.), а колониальных, исламизированных казахов. Ибо предательство (!) религии (души народа), исконного тенгрианства, не может пройти бесследно для нации. После указа Екатерины II об исламизации киргиз-кайсаков и масштабной принудительной госкампании у казахов полностью пропал дух братского воинства и воинского братства.
Аруахи, духи Великих предков, оскорбленные этим предательством, отвернулись от казахов, лишив их, говоря научным языком, психоэнергетической подпитки. Арийские, исконно казахские генетико-кармические программы были сломаны, исконно арийские казахские ДНК – разрушены. Некогда гордые номады, властители Великой степи и покорители Ойкумены в одночасье (став оседлыми и «исламизированными») превратились в робких и тупых пастухов. В скот, пасущий скот («мал айдаған мал»)! Ха-ха-ха! В манкуртов, не помнящих предков! Кошмар! И эти манкурты-казахи сами же предали и Махамбета, и Кенесары, и сами же отрубили им головы (в первом случае при помощи русских, а во втором – киргизов). И НИКТО в Великой степи не шелохнулся. Никто не поднял восстание с целью отмщения за героев нации. Уже не было великих номадов-тенгрианцев, а были покорные трусливые пастухи-мусульмане (напомню, «муслим» по-арабски – «покорный»).
А нынешние казахи отдали в жертву режиму и Желтоксан, и Шанырак, и Жанаозен. И никто не шелохнулся! В том числе и двуличная оппозиция, до сих пор убегающая от дикого Армана, шымкентского урки (на этапе с ним пересекались). И все эти понторезы нацпатриоты, скулящие о казахском языке, когда сама нация гибнет физически. И эти лицемеры-исламисты, лежащие попой вверх в мечети (кстати, в Шаныраке мечеть находилась в квартале от поля битвы). А ведь противостояние здесь длилось 5 месяцев, а в Жанаозене – 8 месяцев!
Кстати, для хохмы. Позвонил мне как-то Сабыржан Махметов, тот самый чемпион по мордо-ного-руко-бою и по совместительству председатель общества «Халық дабылы», и приглашает на конференцию объединенных нацпатов и исламистов. По его словам, это новая политическая сила, но у меня скепсис, да и лежу я дома с поломанной ногой, в гипсе, после боев в Бакае (май 2006 года). Но Сабыр умеет убеждать: «Народ хочет тебя видеть и слышать». Короче, прусь я на костылях в Союз писателей, где проходит конференция. Ох, какие бытыры-храбрецы есть, оказывается, в казахском народе! В экстазе красноречия рвут чапан на груди, кричат «Казахстан без русских!», «Новый халифат!».
Ох, храбрецы!
Когда мне дали слово, я им сказал, что не являюсь мусульманином и даже национал-патриотом, я – национал-радикал-социалист. Поэтому и воюю за Бакай и Шанырак. Короче, я им предложил оставить ислам – арабам, русский язык – всем казахстанцам, а самим рвать чапаны на груди и кричать «Аллах акбар!» в Шаныраке… перед спецназом… Но там они так и не появились. Некогда. Надо же очередную конференцию готовить, «круглые столы проводить», на ТВ тусоваться и интервью газетам давать.
Кто виноват и что делать?
АТАБЕК: Короче, все ясно. Ни одного крупного республиканского масштаба движения – серии митингов, акций гражданского неповиновения, забастовок, демонстраций не было, не считая мелких и разрозненных пикетов. И это явно минусовый тренд. А ведь еще в условиях тоталитаризма, в 1989 году, мы (движение «Жеруйык», будущая партия «Алаш») провели несколько митингов с требованием: «Свободу – Желтоксану, Независимость – Казахстану!».
Действительно, сейчас героический бренд «Шанырак» был приватизирован для того, чтобы люди забыли о событиях 2006 года. Кого-то купили, кого-то запугали, а сами шаныракцы сейчас живут в спасенных нами домах и уже благополучно забыли о своих защитниках. И примерно то же самое с Жанаозеном. Тем более что власть не дремлет. Десятки, сотни «кожахметовых», засланных казачков в стан оппозиции, окучивают ниву пост-шанырака и пост-жанаозена, не забывая получать международные гранты и казахстанские субсидии.
Кто виноват? Прежде всего, казахская интеллигенция. Трусливая и продажная. Ибо народ по определению самостоятельно не может, увы, организоваться и подняться на протест. Даже осознать, что такое восстание в Шаныраке или Жанаозене, что происходит в стране, этот народ, увы, не в состоянии.
А организаторами могут быть только интеллигенты. Ведь у народа низкая политическая культура, а точнее – полное отсутствие таковой. То же самое с политическим самосознанием. Но потенциальных «организаторов» власть технично блокирует – запугивает, подкупает. За квартиру, за спецльготы, за должность директора музея… Потому казахам как воздух нужны интеллигенты – пассионарии.
«Титулованный»
ADAM: Арон считается символом «шаныракских событий» и главным его героем (в смысле қаһармыны). Как вам такие титулы? Что и кто, по вашему мнению, являются символом и героями Шанырака?
АТАБЕК: Ха-ха-ха! «Титулатура» впечатляет! Но не скрою, я горжусь этими «титулами» (неофициальными, истинно народными, и поэтому более ценными). Но если без прикола, то символом и героем Шанырака является сам народ. Ибо, как я уже говорил, в 2006 году у народа проявилось столь редкое для нынешних казахов ЕДИНСТВО! Проявился ген свободного номада, а не ген оседлых-жатаков и предателей нации. И это, безусловно, самый важный урок Шанырака 2006-го… И власть признала свое поражение…
Казахи говорят: «Елу жылда ел жаңа» («Через каждые 50 лет – новый народ»). Это основной постулат тенгрианства. То есть через какие-то полвека заново родятся казахи-арии. И это должно вселять в нас, казахов периода великого разлома, определенный исторический оптимизм. Ха-ха-ха…
Заграница не поможет
ADAM: Стало ли за последние пару лет больше внимания на вашу личность обращать международное сообщество?
АТАБЕК: Да, это так. Первые 7 лет я был просто «потерян» не только для международного, но даже для казахстанского общества, включая и оппозицию, и правозащитников из КМБПЧ, и так далее. Все изменилось после того, как в дело вмешался альянс «Тірек» и Бахытжан Торегожина. Альянс провел мой 60-лений юбилей в Алматы, и при поддержке ряда известных деятелей (имена навскидку: Татьяна Чернобиль, Болат Атабаев, Бали Мажец, Гульжан Ергалиева, Зауреш Батталова, Розлана Таукина и другие) заставили международное сообщество пересмотреть свою позицию к этому национал-радикалу Атабеку… Даже «Международная амнистия» признала меня именно политическим заключенным. А до этого я для многих был просто уркой…
Короче, через 7 лет признали как политзека. Стали поступать письма-открытки от «мировой буржуазии», из Социнтерна, из PEN-клуба и других международных организаций, а также от частных лиц. И даже Мухтар Аблязов, в упор не желавший меня видеть в течение всех 30 лет моего диссидентства, вдруг прислал мне поздравительную телеграмму на 60-летие. Международную телеграмму из 200 (!) слов. Бдительные опера прикалываются: «Ох, уважает тебя олигарх – тысячу баксов на международную телеграмму из 200 слов не пожалел!»
Но я не верю, что «заграница нам поможет». У них там в «Гейропах» везде «двойные стандарты»… От «буржуев» помощь может быть только моральная, чисто человеческая. Вот пишет мне семья из Канады – Клэр, Крэйт и их дети Карл, Томас и Лейла (от 3 до 10 лет), выражают теплоту, заботу, шлют детские рисунки, фотографии. При этом красавица Клэр мечтает о ночи Любви со мной и даже родить от меня хочет! Ну я, конечно, никогда прекрасным женщинам не отказываю, как и мои великие аташки… Только вначале надо оформить наш брак через ООН по международному законодательству. А то здесь в РК проклятый ХУИС («хурултай УИС», не подумайте чего плохого), этот КУИС не даст оформить брак… И тогда Клэр допустят ко мне – в СИ-14, на «кичу», в камеру 38. А то и в РК много прекрасных казашек хотят выйти замуж за меня. Это и Алиюша из Алматы, которая на «мерсе» лихо гоняет, и Айгуля – «мисс Техас» (без пяти минут президентвумен)…
Продолжение следует
Вопросы задавал Мирас Нурмуханбетов
ADAM №23 (23) от 21 августа 2015 г.
Журнал ADAM’s photo.
Журнал ADAM
БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ