Эта история получила огласку прошлой осенью, когда в одной из казахстанских газет появилась информация о судебной тяжбе акционеров АО «ТНК Казхром», входящего в Евразийскую компанию природных ресурсов (ENRC). Кипрская компания MITRIX LTD, являющаяся миноритарным акционером «евразийской дочки», оспаривала решение совета директоров АО по безвозмездной передаче части активов общественному объединению «Павлодар — наш общий дом».
Известному своей расточительной страстью к благоустроительной показухе павлодарскому объединению «ТНК Казхром» подарила принадлежащий ей солидный пакет акций АО «Отель «Алатау», у которого в турецкой Анталье есть свой пятизвездочный отель Turkiz Beldibi Resort & SPA. Сделку по передаче акций стоимостью 731,5 млн тенге (на тот момент без малого 5 млн долларов) провели в рамках меморандума о сотрудничестве с акиматом Павлодарской области.
Узнав, что «Павлодар — наш общий дом» является аффилированной с облакиматом организацией, на счетах которой традиционно аккумулируются спонсорские отчисления от добывающих компаний, миноритарии «ТНК Казхром», само собой, задались вопросом: а на что, собственно, павлодарским чиновникам люксовая недвижимость в Анталье?
Поскольку на предприятия ENRC приходится 340 тысяч тонн промышленных выбросов в год, или половина всех выбросов Павлодарской области (согласно установленным лимитам, у АО «Алюминий Казахстана» 67 584 тонны выбросов, у АО «КЭЗ» — 50 902 тонны, у АО «ЕЭК» — 181 090 тонн и у Аксуского завода ферросплавов «ТНК Казхром» — 40 852 тонны — авт.), ответ на этот вопрос еще несколько месяцев назад представлялся вполне очевидным. Группа компаний, чьи заводы наносят самый серьезный ущерб экологии региона, сделала щедрый подарок его руководству. Однако все оказалось куда интереснее.
Из фонда в фонд перелетая
Не сумев вернуть собственность через суд, представитель кипрского миноритарного акционера обратился в Павлодарский областной филиал партии «Нур Отан». Иностранная компания жаловалась на имущественный ущерб в особо крупном размере, который был причинен ей в результате злоупотребления должностными полномочиями руководителями областного акимата.
Из обращения следует, что в октябре 2012 года советом директоров АО без согласия миноритариев было принято решение подарить ОО «Павлодар — наш общий дом» принадлежащие «ТНК Казхром» акции элитного гостиничного комплекса в Турции. Основанием для заключения подобной сделки являлся заключенный между акиматом Павлодарской области и ТОО «ENRC Kazakhstan» (входит в Евразийскую группу компаний) меморандум о взаимном сотрудничестве.
А поскольку директор ОО «Павлодар — наш общий дом» Евгений Азаров всячески отрицал получение какой-либо недвижимости или акций, кипрский миноритарий заподозрил, что переданные активы были присвоены неизвестным государственным должностным лицом, и именно поэтому они не нашли своего отражения в бухгалтерских документах общественной организации, и с подарка не были уплачены полагающиеся налоги.
За помощью в раскрытии предполагаемого коррупционного правонарушения представитель MITRIX LTD как раз и обратился к руководству Павлодарского облфилиала «Нур Отана». То, в свою очередь, направило соответствующий запрос в департамент финпола. Отрабатывая его в рамках доследственной проверки, финполицейские изучили копии того самого меморандума о партнерстве, копии документов по движению подаренных акций и опросили г‑на Азарова.
Выяснилось следующее: 8 октября 2012 года между акиматом области и ТОО «ENRC Kazakhstan» было заключено дополнение №1 к подписанному ранее меморандуму. В соответствии с ним 9 октября АО «ТНК Казхром» заключило с ОО «Павлодар — наш общий дом» договор №30 об оказании благотворительной помощи в виде акций АО «Отель «Алатау» стоимостью 731,5 млн тенге.
После чего 15 октября павлодарское общественное объединение заключило еще один договор дарения №57 с «Фондом первого президента Республики Казахстан — лидера нации», обязуясь безвозмездно передать ему вышеуказанные акции. Что и было сделано 17 октября в тот же самый день, когда «ТНК Казхром» совершила сделку. То есть «Павлодар — наш общий дом» в этой схеме сыграл привычную роль технического посредника. Только выгодополучатели оказались не местные.
Вопросы без ответов
В связи с тем, что никаких доходов для себя от сделки с акциями ни акимат области, ни общественное объединение «Павлодар — наш общий дом» не получили, признаков уголовно наказуемых деяний в их действиях финансовая полиция не нашла и в возбуждении уголовного дела предусмотрительно отказала. Появление на горизонте «Фонда первого президента» лишило финполовцев всякого желания разбираться с дальнейшим движением акций и уплатой налогов.
Обращалась ли кипрская компания в центральный политсовет НДП «Нур Отан» и столичный офис Агентства финпола с требованиями проверить правомерность действий «Фонда первого президента», мне не известно. Но так же, как и прежде в отношении ОО «Павлодар — наш общий дом», сами собой напрашиваются нехорошие вопросы.
Главный из них: для чего гуманитарной некоммерческой организации, созданной (если верить официальному сайту фонда) в целях «пропаганды идей государственности и казахстанского патриотизма, укрепления нравственных начал в жизни общества», а также «развития науки, культуры и образования», понадобился пятизвездочный гостиничный комплекс на турецкой Ривьере?
Независимо от того, подарена ли часть турецкого отеля (другими его совладельцами, по версии кипрской компании, являются евразийские мажоритарные акционеры Александр Машкевич, Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов) ENRC, или это совместный прогиб олигархов и павлодарских чиновников перед елбасы, вывод напрашивается простой — спонсорские пожертвования любят не только местные акимы и их заместители.
Есть и еще одно объяснение интригующей истории с дарением акций — некое важное должностное лицо, негласно участвующее в ENRC, выводит свои активы в аффилированную структуру либо обналичивает таким вот образом полученное вознаграждение за оказанные услуги.
Forbes обязательно придет
Все вышесказанное было предположениями. Почему на самом деле отель передали фонду, объяснил на днях Александр Машкевич во время подписания меморандума между вновь созданной Евразийской ресурсной группой (ERG), поглотившей в декабре прошлого года Евразийскую компанию природных ресурсов (ENRC), и акиматом Павлодарской области.
Распевая на все лады свою приверженность политике елбасы и социальную ответственность евразийских предприятий, олигарх заявил, что в истории с подаренными акциями пятизвездочного отеля в Турции ничего сомнительного не было. Заморскую недвижимость стоимостью почти 5 миллионов долларов отдали потому, что владевшему ею АО «ТНК Казхром» (входит в Евразийскую группу) она была не нужна.
- Это не наш профильный бизнес, мы отелями не занимаемся. Они (общественный фонд) обратились к нам, мы им передали, — с невозмутимым лицом прокомментировал сделку с акциями Александр Антонович. — Для нас это был миноритарный пакет, который не давал ни прибыли, ничего. Мы передали его людям, которые как мы считали, лучше будут управлять. Для нас это никакой роли не играло.
Стал ли подобный альтруизм и филантропия причиной исключения из списка Forbes, или же потеря официального статуса миллиардера есть результат спланированных финансовых махинаций — вопрос открытый. Сам г‑н Машкевич прошелся по нему вскользь и с юмором. Дескать, список Forbes его не меньше всего интересует — работали бы заводы, были бы рады люди, процветал бы Казахстан. «А когда ты работаешь хорошо — Forbes придет» — многозначительно добавил председатель совета директоров Евразийской группы.