После провала пуска российской ракеты оппозиция в Казахстане требует от властей большего внимания к экологии. Столь ли влиятельно экологическое движение, чтобы к нему прислушались?
Взрыв над Байконуром российской ракеты-носителя “Протон‑М” с сотнями тонн токсичного топлива — гептила — на борту вызвал волну протестов среди казахстанских оппозиционных политиков и гражданских активистов, озабоченных нанесенным ущербом для окружающей среды. Палитра их требований широка — от официальных извинений со стороны Владимира Путина и предоставления казахстанской общественности полных данных о масштабах катастрофы до прекращения запусков ракет с Байконура и его закрытия. Однако столь ли влиятельно экологическое движение Казахстана, чтобы с его настроением считались власти?
“ЭКСПО — 2017” и “Руханият”
По словам Серикжана Мамбеталина, еще недавно возглавлявшего партию “Руханият”, экологическое движение в Казахстане до конца не сформировалось. К примеру, “Руханият”, какое-то время заполнявшая нишу “экологической” оппозиции на политическом поле Казахстана, была снята с парламентских выборов 2012 года, напоминает Мамбеталин. Соответственно и заявка партии на участие в мероприятиях европейских “зеленых” в статусе наблюдателя была по формальному признаку отклонена.
Другой казахстанский оппозиционный политик, Амиржан Косанов, указывает на то, что, несмотря на актуальность экологической тематики, проявления активности тут носят локальный характер, они спонтанны и непостоянны. Более того, государство перехватывает инициативу и само инициирует появление такого рода настроений, канализируя их в удобное русло. “По всей видимости, это связано с предстоящей в Астане международной выставкой “ЭКСПО-2017”, тематика которой — “Энергия будущего”, — заявил Косанов DW.
Эту выставку, как он выразился, власть уже избрала в качестве идеологического объекта поклонения на ближайшие годы, как в свое время это было с председательством Казахстана в ОБСЕ. И именно превалирование политической конъюнктуры над реальным интересом власти к развитию экологии снижает доверие к декларированному ею намерению двигаться в сторону “зеленой” экономики, считает Косанов.
Реакция на взрыв “Протона‑М”
“В целом экологическая проблематика и развитие соответствующего сознания, а вместе с ним и таких технологий в Казахстане, привлекает как германский бизнес, так и политиков”, — отметил в интервью DW немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch). И здесь, по его оценке, интерес шире, чем только к партиям, поднимающим эти темы в Казахстане: “Он охватывает и НПО, и настроения самого населения в стране, которую в Германии считают потенциально наиболее перспективной в Центральной Азии с точки зрения экономики”.
Что касается взрыва российского “Протона”, то, продолжает Лаубш, авария произошла накануне начала летних каникул у немецких политиков, так что отреагировать на это событие они сейчас не успеют.
“Но эта авария была замечена и немецкими СМИ, и, конечно, Берлином. Другое дело, что реакция со стороны правительства ФРГ будет достаточно осторожная, поскольку дискуссия в самом Казахстане имеет политический антироссийский оттенок, и неосторожных шагов Берлин делать не захочет”, — полагает немецкий эксперт.
Череда экологических проблем
“Конечно, многим было бы выгодно, чтобы экологические проблемы ассоциировались с внешними силами, дескать, власть тут ни при чем. Но я бы не сказал, что “зеленое инакомыслие“в Казахстане имеет исключительно антироссийскую направленность”, — полагает Амиржан Косанов. По его мнению, в самой стране экологических проблем хоть отбавляй, начиная с отсутствия в сельской местности чистой воды и нормальных туалетов и заканчивая “варварским разбазариванием невозобновляемых природных ресурсов и последствиями экологических катастроф”.
Косанов перечисляет места таких катастроф — Семипалатинский ядерный полигон, Аральское море, космодром Байконур и другие военные полигоны, где случился ряд аварий. “Прибавьте сюда желание “Ак-Орды” (резиденция президента Казахстана. — Ред.) создать в стране Международный банк ядерного топлива (МБЯТ) и план строительства АЭС (кстати, как уже объявлено, что ее будут строить россияне). Критика российской власти является лишь одной из составляющих большого процесса”, — подчеркивает оппозиционный политик.
Михаэль Лаубш указывает на особое внимание, которое привлекает к себе среди европейских политиков именно проект создания в Казахстане Международного банка ядерного топлива. Ситуация с этим проектом очень внимательно и осторожно отслеживается, чтобы избежать политизации темы, объясняет немецкий эксперт.
С одной стороны, проект представляет интерес, с другой — европейцам понятно, что такие замыслы должны сопровождаться повышенным вниманием к обеспеченью безопасности. “Насколько мне известно, представители немецких “зеленых”, восприняв тревогу казахстанских экологов, направляли запрос по поводу возможных рисков этого проекта в правительство ФРГ. По их инициативе эта тема также обсуждалась за закрытыми дверями в Европарламенте”, — сообщил Михаэль Лаубш.
Откуда ждать помощи?
В свою очередь Серикжан Мамбеталин исходит из того, что экологическому движению Казахстана пока не следует рассчитывать на поддержку извне — ни со стороны европейских “зеленых”, ни от российских организаций, борющихся за бережное отношение к окружающей среде. Мамбеталин уверен, что значительный потенциал для развития экологического движения есть в самом Казахстане.
“В авторитарном государстве склонить людей к политическим акциям сложно. Тем не менее ради защиты окружающей среды они готовы проявлять гражданскую активность. К тому же житель Казахстана традиционно близок к природе. Но пока власть не прекратит подавлять такую активность, экологическому движению будет очень трудно”, — заключил Серикжан Мамбеталин.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
View article:
Разбудил ли взрыв…