Судья Родион Киреев вынужден был проявить немалую прыть, покидая зал заседаний — в
Ему предшествовало почти четырехчасовое зачитывание обвинительного приговора, а о том, что он именно обвинительный, судья Киреев заявил в самом начале. По его словам, суд счел Юлию Тимошенко полностью виновной в превышении служебных полномочий на посту
Сама подсудимая все четыре часа просидела, с интересом вычитывая
Основной интригой, таким образом, являлся вопрос: что присудят Тимошенко? В этом отношении, напомним, бродило множество слухов, причем представители украинской оппозиции не без юмора заявляли накануне, что судья Родион Киреев и сам не знает, к какому выводу он в конце концов придет — ему, мол, позвонят и сообщат, что он решил.
Тем не менее официально ни одна из ветвей нынешней исполнительной власти, конечно же, не принимала никакого участия в составлении приговора — а президент Виктор Янукович даже продлил свое пребывание в Греции, лишь бы не оказаться в день оглашения приговора в Киеве.
Как заявил он в интервью одной из греческих газет, судебный процесс по делу Тимошенко его «совершенно не интересует». Настолько не интересует, подчеркивают некоторые украинские журналисты, что каждый раз, когда в этом деле назревал
Итак, после четырехчасового зачитывания приговора, большую часть которого окружающие, собственно, уже один раз слышали из уст прокурора (Киреев, по сути, слово в слово повторил доклад обвинителя), судья добрался до меры наказания. И опять же — он попросту повторил все то, чего требовало обвинение: семь лет тюрьмы, три года запрета на занятие государственных должностей и полтора миллиарда гривен штрафа в пользу НАК «Нафтогаз».
Как минимум с этого момента Виктору Януковичу все же стоило бы заинтересоваться «делом Тимошенко». Потому что подобный приговор означает лично для него лишь одно: перед ним закрываются двери Европы. Европейцы не раз четко и недвусмысленно дали понять украинскому руководству: ЕС считает процесс по делу Юлии Тимошенко на сто процентов политическим, и в том случае, если
Хуже того — вполне возможно, что и чемпионат Европы по футболу пройдет будущим летом в Польше, а вот до Украины не доберется вовсе — УЕФА, знаете ли, тоже организация европейская, и портить имидж проведением своего чемпионата в стране, попавшей под власть диктатуры, ей вряд ли захочется.
Впрочем, все это — цветочки. Из опыта Беларуси можно представить себе, что может ожидать диктаторский режим: замораживание счетов украинских фирм, запрет для украинских чиновников на въезд в пределы ЕС, вывод европейских инвестиций из Украины в связи с ухудшением
Янукович может хоть до хрипоты доказывать, что «он тут ни при чем» — это вряд ли поможет. И даже обиженные заявления украинских чиновников от пропаганды о том, что Евросоюз не имеет права оказывать давление на украинский суд, также вряд ли будут приняты во внимание: давление на суд Европа оказывать и в самом деле не может, но высказать свое отношение к этому суду, а также к украинской власти вполне в ее силах. Янукович просчитался в главном: Украина на сегодняшний день не настолько необходима европейцам, чтобы закрыть глаза на выходки новой украинской власти.
Сама Юлия Тимошенко так или иначе пребывает в уверенности, что весь процесс против нее инсценирован. Одну из объявленных судьей технических пауз она использовала для импровизированной (хотя официально и запрещенной)
«В том, что зачитывает тут Киреев, нет ни слова правды, — заявила она. — Ни в Украине, ни в мире никто не верит в “преступления”, в которых меня обвиняют. И поэтому ни Кирееву, ни Януковичу не удастся вымазать в грязи мое доброе имя. Я всегда работала на благо Украины, и намерена делать это и в дальнейшем». «Судья Киреев, хотя и присутствует в зале лично, не говорит своим голосом, — продолжила Тимошенко. — У него нет собственного мнения».
Что же касается Януковича, то и для него у
Примечательно, что даже в провластной украинской прессе также никто не сомневается в том, что независимость суда и вынесенного им приговора лишь фикция: так, одна из близких к правительственным кругам газета озаглавила статью о суде над Тимошенко «Приговор Януковича». Наверное, случайно — но опечатка, следует признать, весьма говорящая.
Внизу, у здания суда, собрались тысячи людей. По сообщениям организаторов митинга в поддержку Тимошенко, на него пришли около 10 тыс. ее сторонников, в то время как параллельный митинг против нее собрал около 500 человек. При этом центр Киева патрулируют более 100 бойцов спецотрядов «Грифон» и «Беркут» — как заявили представители властей, накануне были получены сведения о готовящихся в Киеве терактах. Впрочем, на данный момент в центре украинской столицы обстановка остается мирной, хотя и до предела напряженной.
«Украина встала на путь превращения в диктатуру, — заявил в интервью немецкому ТВ один из демонстрантов. — Возвращаются произвол и беззаконие. Мы не намерены это терпеть и будем добиваться оправдания Юлии Тимошенко».
Трудно сказать, каким именно способом могут добиваться этого демонстранты, но для Юлии Тимошенко пока еще ничто не потеряно. В течение двух недель ее адвокаты подадут апелляцию в городской суд, а сама она по окончании чтения приговора заявила, что все материалы уже сегодня будут отправлены в Европейский суд по правам человека. «В Украину возвращается тридцать седьмой год», — подчеркнула она.
Тем не менее, как считает лидер украинской оппозиции, с вынесением ей приговора для нее лично ничего не изменилось. Пожалуй, она права: ей предстоит вернуться все в ту же камеру, за ту же решетку. Сможет ли она выйти оттуда — этот вопрос