В Казахстане прошли акции в поддержку политических заключенных – Владимира Козлова, Арона Атабека, Вадима Курамшина, Розы Тулетаевой и осужденных нефтяников Жанаозена. О них рассказала программа «Власть» телеканала «К‑плюс».
Автор: Галина КСЕНОФОНТОВА
Активисты альянса «Тiрек» («Опора») и художник Канат Ибрагимов отправили в тюрьмы гуманитарную помощь: от теплой одежды и электрических чайников до книг и карандашей.
«Все началось с того, что мы решили отправить книги политзаключенным к Новому году, — рассказала активистка Гульнар Есиргепова. — Каждый отправитель подписывал книгу с пожеланием».
После новогодней акции гражданская инициатива по поддержке политзаключенных начала набирать обороты. В социальных сетях появилась страница, на которой каждый мог прочитать о ходе акций и принять участие. Так, в начале прошлой недели было отправлено 20 посылок. «Мы просили собрать зимние, шерстяные вещи, так как в тюрьмах очень холодно», — пояснила Гульнар Есиргепова.
Председатель Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис подтверждает, что на зоне нет элементарных вещей: посуды, медикаментов. Он знает это из личного опыта. По словам казахстанского правозащитника, общество обязано исправлять промахи государства. При этом он признает, что «наше общество до такого гуманизма еще не созрело».
«Граждане полагают, что преступник должен сидеть в тюрьме и мучиться. Но самое страшное мучение — это лишение свободы, и не нужно думать, что наша главная задача — обеспечить наказание плохими условиями или обращением», — заявил правозащитник.
По его словам, в Казахстане понятие «политический заключенный» не имеет точных критериев. В мировой практике общепринято два термина: «узник совести» — лицо, осужденное по статьям, которые можно назвать политическими (например, «антисоветская пропаганда»), и «политзаключенный» — лицо, отбывающее срок за сфабрикованное уголовное преступление при полном попустительстве судебной системы и следствия. Но в сегодняшнем Казахстане и этих двух терминов мало, считает председатель Казахстанского международного бюро по правам человека.
«Я бы добавил третий термин — лицо, вовлеченное в водоворот политических событий, при этом не занимающееся политикой, — считает Евгений Жовтис. — Например, люди, проходившие по процессу «БТА Банка» или Мухтар Джакишев (экс-председатель «Казатомпрома» — ред.). Они пострадали совершенно несправедливо, потому что оказались не в том месте и не в то время».
…Посмотреть, как отбывают казахстанские политические заключенные назначенный судом срок, в середине февраля приезжали депутаты польского сейма. Их интересовала судьба оппозиционного политика Владимира Козлова. Они пытались попасть в колонию, но руководство учреждения отказало им в свидании.
Как пояснила депутат польского сейма Малгожата Марчинкевич, «мы занимаемся правами человека, поэтому мы поехали встретиться с Владимиром Козловым». По ее словам, после беседы с женой Алией у них уже сложилось мнение об аресте и приговоре оппозиционеру, и это мнение будет донесено до польского сейма и Европарламента…
…О том, что происходит в тюремных камерах, художник Канат Ибрагимов тоже знает не понаслышке — он просидел 15 суток в СИЗО. «Это не то место, где можно слагать стихи у решетчатого окна, это грязные камеры, забитые под завязку немытыми людьми в результате спецотлова», — рассказал Канат Ибрагимов.
Кстати, он одним из первых откликнулся на инициативу альянса «Тiрек» провести выставку-распродажу картин, а вырученные деньги отправить политзаключенным, призвал и коллег пожертвовать работы для аукциона.
Сейчас «Тiрек» занят поиском помещения для благотворительной выставки, его активисты приглашают всех заинтересованных — зрителей и покупателей — принять участие в аукционе.
Смотрите подробный видеосюжет на странице телекомпании на YouTube (начало с 30.33):
http://www.youtube.com/watch?v=O8VJ9Khydwc&list=UUrdk1QW0wbloxyzSEoUsPgA&index=1
Оригинал статьи: