То, что случилось 11 февраля, народ Казахстана уже назвал «черным вторником». Это не первый «черный» день в его жизни. Но это очередной урок для народа Казахстана. В конце концов, он должен понять, что за всеми обещаниями высших эшелонов власти неминуемо следует призыв «потуже затянуть пояса».
В нынешнем послании президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заверил, что тенге будет стабильным, опасаться кризиса не следует. И что мы имеем? Не успели чернила обсохнуть на его послании к народу, как Национальный банк объявил о девальвации тенге. То есть, таким образом, правительство официально признало финансовый и экономический кризис в стране, который, по сути, давно уже начался.
Когда наша власть идет на мифические вещи типа «Қазақ елі», «Мәңгілік ел», это показатель. Всегда после этого что-то случается. Думали, может, Акорда выборы объявит. А тут нате вам — обвал тенге.
Это еще и показатель того, что за 22 года мы не обрели независимую от международной экономики экономику своей страны, как мы были зависимы от доллара, так ими и остались.
Самое страшное — в отличие от многих продвинутых государств, мы не имеем внутренних резервов. Это, в первую очередь, отечественный капитал, отечественного товаропроизводителя, которые в таких случаях могли бы сохранить цены на товары общего потребления, продукты питания, услуги. Обвал тенге сразу отразится на самых уязвимых слоях населения и ухудшит их положение.
Повышения зарплат не будет. Те, кто имеет капитал, банковские счета, — они удержатся на плаву. Но основная масса населения, которая относится либо к самозанятым, либо работает в бюджетных организациях или на низкооплачиваемых работах, — им придется просто выживать, потому что ситуация уже кризисная. А те, кто брал кредиты в долларовом эквиваленте, те вообще в патовой ситуации.
Самое страшное и самое опасное для народа — это то, что власть все время цинично лгала. Она цинично говорила, что у нас самая лучшая экономика, что у нас настолько все хорошо, что мы должны войти в какое-то число конкурентноспособных стран мира. И что?
Келимбетов, как тот министр «патаму што», который стал мальчиком для битья по вопросу о повышении возрастного ценза для женщин, тоже стал «патаму што».
То, что власть оказалась не способной не то чтобы укрепить тенге, а даже удержать его, — это свершившийся факт. Мы в экономическом коллапсе.
Кто-то говорит, что мы в кризисе сейчас. Это не так. В кризисе мы находимся давно.
Другой вопрос — правительство занимается очковтирательством. Дольщики, ипотечники пострадали от предыдущего кризиса. До сих пор проблему не разгребли. Закон о банкротстве физических лиц до сих пор не принят. Себя любимых власть защищает, как может. Государство, зная, что пойдет на обвал тенге, не принимает этот закон, запудривает мозги населению всякими идеями типа «Қазақ елі», «Мәңгілік ел» и т.д.
Я писала в «Фейсбуке», что переименование нашей страны не повысит уровень жизни нашего населения. Нам сначала нужно решить проблемы обеспечения жильем, доступа к услугам здравоохранения и образования, свободы слова и свободы собраний, чтобы у людей была свобода выбора. О потом говорить о каких-то переименованиях.
Меня удивляет: неужели наш народ не понимает, что им играют. Переименование страны не принесет достойного уровня жизни народу. Вот вам результат — девальвация, обвал тенге.
Я просто хочу сказать народу Казахстана: нашей власти доверять нельзя! Эта власть довела страну до ручки. Мы все помним слова Назарбаева: «Сначала экономические, а потом политические реформы». Все реформы власть провалила по полной. Подтверждение тому — сегодняшняя девальвация тенге.
Народ Казахстана должен понять: власть, которая рулит 22 года, у которой несметные богатства, у которой несметный экономический потенциал, но которая не может управлять этим мощным ресурсом для развития страны и обеспечить народу достойный уровень жизни, а лишь все гребет под себя, — эта власть не должна руководить страной.
Записала Жумабике ЖУНУСОВА, «D».
Источник: «Общественная позиция» (проект «DAT») № 06 (230) от 13 февраля 2014 г.